Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российcкая академия художеств
Московский музей современного искусства

При поддержке
 
Партнер проекта
МИХАИЛ КУЛАКОВ. СТИЛЬ ОТТЕПЕЛИ
Михаил Кулаков, Ностальгия 2. Акрил, картон, 98,5х204,5см. 2000
Михаил Кулаков, Физическое пространство 1. Холст, масло, 100х100см. 1976
Михаил Кулаков, Мадонна с младенцем. Масло, битум, холст, 190х142см. 1968
Михаил Кулаков, Русская Кама Сутра, лист 6. Гуашь, бумага, картон, 70х50см. 1971
Михаил Кулаков, Война за мир. Тушь на бумаге, картон, 31х42см. 1960
Даты проведения: 24 апреля — 9 июня, 2019
Адрес: ММОМА, ГОГОЛЕВСКИЙ БУЛЬВАР, 10

ОБСУЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА МИХАИЛА КУЛАКОВА


Плейлист на Яндекс.Музыка

Куратор: Андрей Ерофеев

Московский музей современного искусства при поддержке Посольства Италии в Москве и Итальянского института культуры представляет ретроспективную выставку Михаила Кулакова (1933–2015) «Стиль Оттепели». В экспозицию включены произведения из Мастерской Михаила Кулакова в Италии, Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, а также из личных собраний коллекционеров Санкт-Петербурга и Москвы. Проект «Стиль Оттепели» является продолжением программы Московского музея современного искусства по осуществлению крупных международных выставок ключевых отечественных авторов. Выставка в ММОМА — результат плодотворного культурного сотрудничества между Россией и Италией. Генеральный партнер проекта — крупнейшая страховая компания Италии The Generali Group.

Яркий художник своего времени, Кулаков в своей практике наиболее полно представил процессы, которые происходили в отечественном искусстве в период открытости и свободы в середине 50-60-х годов ХХ века. Кулаков одним из первых выставил радикальную абстракцию на типичных для того времени квартирных выставках. За нее он подвергся жесткой критике в прессе, опасность ареста побудила его скрыться в Ленинграде, а позже — в Италии, где он провел половину жизни и скончался в 2015 году в возрасте 82 лет.

В московский период Кулаков одним из первых уловил идейные флюиды «Оттепели» и нашел характерные для нее визуальные эквиваленты. Творческий порыв, витальность, интуитивизм, культ случайности и импровизации, существование в разрыве с прошлым — все эти темы были пережиты Кулаковым. В его работах черты культуры данного времени столь наглядны, что сегодня с исторической дистанции они кажутся эталоном стиля оттепельного десятилетия.

«Стиль Оттепели» — масштабная ретроспектива Михаила Кулакова, условно поделенная куратором выставки Андреем Ерофеевым на два раздела — период увлечения художника абстракцией и символизмом. Проект в ММОМА на Гоголевском бульваре представит более 140 работ Кулакова и произведений других российских авторов. В своих живописных работах Михаил Кулаков объединил две тенденции, характерные для культуры «Оттепели».

С одной стороны, это увлечение советских художников последними достижениями американского искусства, в частности, живописью действия и абстрактным экспрессионизмом, а также западноевропейским ташизмом. В левом крыле музея будут представлены более 40 ташистских произведений Михаила Кулакова, а также работы художников-абстракционистов, с которыми Кулаков вместе или параллельно работал на рубеже 1950-1960-х годов. В экспозицию войдут работы Владимира Слепяна, Бориса Турецкого, Олега Прокофьева, Валерия Юрлова, Льва Кропивницкого, Владимира Яковлева, Николая Вечтомова, ближайшего друга и соавтора Кулакова Евгения Михнова-Войтенко.

Вторая тенденция оттепельного периода — это поиск возможностей выражения мистических и религиозных откровений, передачи духовного в произведении искусства. Это направление указывает на связь художников с национальными корнями, ядром которого было восстановление сакрального компонента культуры — богословской философии и религиозного искусства. Художники «Оттепели» решились на обновление православной живописи. Иконописные каноны они упростили до знака, акцент ставился на поисках живописных эквивалентов «духовности». В правом крыле музея расположатся работы Кулакова религиозной направленности, которые художник именовал ARTE SACRA, а также произведения русских художников, занимавшихся в «подполье» религиозно-мистическими опытами в графике и живописи. Обе фундаментальные составляющие художественного языка автора — абстрактные фигуры и религиозно-медитативные образы — являются отличительными чертами искусства Оттепели. Михаил Кулаков сумел их объединить и концептуально, и живописно-пластически.

Посещение выставки «Стиль Оттепели» станет еще увлекательней для тех посетителей, кто не представляет свою жизнь без музыки. Специально к выставке ММОМА совместно с Яндекс.Музыка составили плейлист. В нем найдутся отсылки как к произведениям художников Оттепели, так и к конкретным периодам и эпизодам из их жизни. Послушать плейлист «Стиль Оттепели» можно на странице аккаунта MMOMA и в приложении.

О художнике:

Михаил Кулаков — Советский и итальянский художник-абстракционист. Родился 8 января 1933 года в Москве. Два года проучился в Московском институте международных отношений. С 1959 по 1963 год учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино им. Н. К. Черкасова (постановочный факультет). В 1976 году эмигрировал в Италию. Жил в Сан Вито ди Нирни (Италия), где 15 февраля 2015 года был похоронен. В 1984 году удостоен звания заслуженного члена Академии художеств им. Пьетро Ваннуччи, Перуджа. В 2003 году награждён золотой медалью XXVII Международной премии «Эмиграция» (XXVII Premio Internazionale «Emigratione», Pratola Peligna, Italy). Картины Кулакова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина и в ряде итальянских и американских музеев. Кроме того, в Риме мозаичные панно работы Кулакова украшают две станции метрополитена.

О кураторе:

Андрей Ерофеев (род. 1956, Париж) окончил отделение истории искусства исторического факультета МГУ в 1978 году. Кандидат искусствоведения (диссертация «Художественное объединение „Мир Искусства“ и русская культура начала XX века», 1984). Историк искусства, куратор. Работал архитектором, научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником в ЦНИИ теории и истории архитектуры в секторах истории русской и советской архитектуры (ВНИИТАГ). Руководил сектором новейших течений в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно». За это время собрал коллекцию современного («нон-конформистского») русско-советского искусства, насчитывающую более 2-х тысяч произведений. С 2002 по 2008 год — заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи.

Итальянский Институт культуры в Москве был основан в 1986 году. Институт занимается продвижением итальянской культуры в России, организуя культурные мероприятия в сфере искусства, театра, литературы, философии и науки. В Институте располагаются библиотека, медиатека, а также проходят курсы итальянского языка.

Генеральный партнер проекта — крупнейшая страховая компания Generali
Дженерали Руссиа энд Си-Ай-Эс (Generali Russia and CIS) является дочерней компанией Дженерали Си-И-И Холдинг (Generali CEE Holding), входящей в группу Дженерали (Generali). Дженерали — это независимая итальянская страховая группа, а также группа по управлению активами и одна из ведущих страховых компаний в мире.

Дженерали работает в 50 странах с общим премиальным доходом, превысившим 68 млрд. евро в 2017 году, и тенденцией роста, которая продолжилась в 2018 году. Группа занимает ведущее положение в Западной Европе и активно развивается в Центральной, Восточной Европе и в Азии.
Дженерали Руссиа энд Си-Ай-Эс начала свою деятельность 18 февраля 2018 года, чтобы представлять Дженерали в регионе и искать новые возможности для развития в России и СНГ. После завершения процесса корпоративной реструктуризации, который включает представление документов в Центральный банк России, компания станет владельцем акций Дженерали Групп в «Ингосстрах», одном из крупнейших страховщиков на российском рынке.

Дженерали Руссиа энд Си-Ай-Эс создала операционную компанию — Страховые Брокеры Дженерали — Руссиа энд Си-Ай-Эс (Generali Insurance Brokers Russia and CIS) — страхового и перестраховочного посредника: целью которого является запуск операций в этой области, привнесение международных ноу-хау и инновационных решений, а также получение непосредственного опыта на российском страховом рынке.

Московский музей современного искусства выражает искреннюю благодарность за предоставленные работы Мастерской Михаила Кулакова и лично Марианне Молла Кулаковой, Государственному русскому музею, Музею Вадима Сидура, Новому Музею в Санкт-Петербурге, Третьяковской галерее, Art4.ru. Также в состав выставки вошли работы из личных собраний коллекционеров из Санкт-Петербурга и Москвы.

 

 

 

Официальное информационное агентство
Медиапартнеры