Evaluation service

правительство москвы
департамент культуры города москвы
российская академия художеств
московский музей современного искусства

ИЛЬМИРА БОЛОТЯН
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ ТРУД
Даты проведения: 07 сентября — 13 октября, 2019
Адрес: ММОМА, ГОГОЛЕВСКИЙ 10/1

ПУБЛИЧНАЯ ПРОГРАММА


КУРАТОР: ОКСАНА ПОЛЯКОВА

Московский музей современного искусства представляет персональный проект Ильмиры Болотян «Нематериальный труд». Десять произведений стали результатом двухлетнего партиципаторного перформанса Болотян, в рамках которого художница совершенствовала свое тело, пытаясь достичь общепринятого идеала красоты. Оказываясь внутри то модельного бизнеса, то группы «фитоняшек», сталкиваясь с адептами пластической хирургии и косметологии, общаясь с блогерами и инфлюенсерами, Болотян испытала на себе способы и инструменты достижения идеала данных сообществ и конвертировала полученный опыт в объекты: так посетители увидят на выставке короткометражный фильм, мотивационные ролики, серию графики и документацию эксперимента.

«Нематериальный труд» художницы заключался в копировании работы женщин над своей внешностью: уход за лицом и телом, занятия спортом и всевозможными духовно-оздоровительными практиками, соблюдение правильного питания, внимательный подбор гардероба и аксессуаров — все это как будто приближает женщин к идеальным образцам, принятым в тех или иных сообществах. На базе желания иметь идеальную внешность запускаются курсы по созданию имиджа, открываются школы индивидуального стиля, этикета, мотивации, на которых одни женщины учат других, продавая им вместе с этим конкретный продукт. Точно также живет и действует художественная система, где основная работа художника, по сути, нематериальна и заключается в общении с нужными людьми в нужных местах, координации процессов, сотрудничестве с институциями и построении убедительного имиджа.

Каждая работа Ильмиры Болотян — это не только полученный отрефлексированный опыт, но и способ рассмотреть тему разнообразия идентичностей, профессий и «мод», обязывающих людей соответствовать тем или иным образцам или условиям. Например, получасовой документальный фильм «Нематериальный труд» (2018 г.) показывает подготовку к дефиле. Альбом с фотокомиксом «Как стать моделью, если тебе 35+ и твой рост 164 см» (2018-2019 гг.) рассказывает о том, как художница проходила обучение в школе профессиональных моделей и под руководством работающих в индустрии манекенщиц выполняла все шаги, которые предпринимают девушки на пути построения карьеры, пока объективные обстоятельства (несоответствие образцу) не остановили проект. Фотокомикс служит еще и своеобразной инструкцией, пользуясь которой каждая может попытать удачу, и возможно, ворваться в модельный бизнес.

Основная задача проекта — показать через личный опыт и опыт других женщин, как функционирует поле нематериального труда и как можно существовать внутри этой системы. Работы Ильмиры Болотян — «продукты» ее труда — вызывают чувство тревожного сопереживания и вместе с этим ненавязчиво вовлекают в пространство актуального искусства.

О художнице:

Ильмира Болотян — художница, куратор, кандидат филологических наук. Выпускница Института современного искусства Анатолия Осмоловского «База» (2011-2013), «Свободных мастерских» (2014-2015). Соорганизатор Центра Красный (2015-2017). Принимала участие в ряде крупных международных выставочных проектов и групповых выставках, среди которых: Шанхайская биеннале (Шанхай, 2012, в рамках программы Haunted Moscow), «Феминистский карандаш», параллельный проект V Московской Биеннале современного искусства (Москва, 2013), «Восток. Деконструкция», спецпроект VI Московской биеннале современного искусства (Москва, 2015), Red Love. Sofia Queer Forum (София, 2017), «Формы художественной жизни» и «Идеальный возраст» в ММСИ (Москва, 2018) и мн.др.

О кураторе:

Оксана Полякова — искусствовед, куратор. Менеджер проектов направления «Полевые исследования» Музея современного искусства «Гараж». В сферу ее научных интересов входит неофициальное искусство советского периода, история международной выставочной деятельности и художественных связей России и западноевропейских стран. Участник artist-run space Центр «Красный» (2015-2018), участник программы стажировок Молодых кураторов EUNIC 2016 (Tensta Konsthall, Стокгольм). Куратор таких проектов как: «Между Нулем и Единицей. Александр Панкин и авангарды» (2019, ММОМА на Петровке, 25), персональный проект Ильмиры Болотян «Свидание в Музее» (2017, галерея «Фрагмент»); групповая выставка «Прозрачные границы» (2017, Центр «Красный») при поддержке Посольства Швеции в Москве. Как ассистент куратора участвовала в подготовке ретроспективы Эрика Булатова «Живу — Вижу» (2014, ЦВЗ «Манеж»).