Evaluation service

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Московский музей современного искусства


Александр Юликов. Постсупрематизм.
А. Юликов Сдвиг желтого, х,м, 1994
А.Юликов. Распадающийся Черный квадрат, 4 части, х,м, 1983
А.Юликов. Желтый прямоугольник. 3 части, х,м,1989
А.Юликов Динамическая композиция, 3 части, х,м, 1989
Даты проведения: 18 апреля — 18 июня 2017
Адрес: ММОМА ГОГОЛЕВСКИЙ 10

Куратор выставки: Андрей Ерофеев

Московский музей современного искусства представляет ретроспективную выставку одного из самых ярких представителей геометрической абстракции 1970-х Александра Юликова «Постсупрематизм». Это первый большой персональный проект 70-летнего автора, чье искусство долгое время оставалось непринято официальной советской культурой, и масштабное кураторское исследование Андрея Ерофеева.
Выставка в основном здании ММОМА на Гоголевском бульваре представит более 100 произведений живописи и графики из мастерской автора, а также из музейных и частных собраний. Экспозиция покажет творческий путь Александра Юликова от лучших работ «ученического» периода, связанного с отказом от уроков советской академии и с освоением модернистского наследия России и Запада, до произведений последних лет, сфокусировавшись на новейших формах абстракции, которые художник развивает на протяжении последних 30 лет, вплоть до сегодняшнего дня.
Двигаясь в одном направлении с нонконформистами, Александр Юликов был одним из немногих, кто в качестве художественного метода избрал чистую абстракцию. Но в отличие от авангарда 1920-х, где берет начало абстрактное искусство, для Юликова абстракционизм был не только средством художественного высказывания, но и самим предметом исследования. Эксперименты автора в области формального языка идут параллельно европейской художественной практике того времени, но главным интересом и объектом исследования для Юликова является супрематизм. Художник с одной стороны декоструирует формальный язык и содержательную основу стиля Казимира Малевича, иллюстрируя несостоятельность супрематической утопии. С другой же — провозглашает незыблемые основы геометрии как универсального языка.
Куратор Андрей Ерофеев вовлекает посетителя в эксперимент, интеллектуальную игру Александра Юликова. В 10 частях экспозиции, каждая из которых раскрывает уникальную черту творчества художника, куратор показывает как Юликов последовательно освобождает атрибуты живописного произведения от их привычных ролей, оставляя зрителю возможность собственного осмысления геометрической абстракции.

Александр Михайлович Юликов родился в 1943 году в эвакуации в поселке Вятские Поляны Кировской области. С 1944 года живет в Москве. В 1954-61 годах учился в Московской средней художественной школе при Академии Художеств СССР. После окончания МСХШ отучился в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова  (1961- 66)  и Московском Полиграфическом институте (1966-69, специальность «художник-график»). С 1969 года состоял в Горкоме Графиков, а с 1986 года являлся членом Союза художников СССР.Работы Александра Юликова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, (Москва); Государственного Русского музея (Санкт-Петербург); Музея Людвига (Аахен, Германия); музея Зимерли (Нью-Брансвик, Нью-Джерси, США); а также в частных собраниях в России, США, Германии, Израиля, и Финляндии.Персональные выставки: «Острижение» (хепенинг, Мастерская Л. Сокова, Москва, 1976), «100 листов» (Дом медика, Москва, 1987), «Графика» (Здание Секретариата ООН, Нью-Йорк, США, 1989), «Живопись» (Галерея «Бронда», Хельсинки, Финляндия, 1989), «Живопись» (ДК выходцев из СССР, Иерусалим, Израиль, 1990),«Александр Юликов. Экспозиция работ» (Государственный центр современного искусства, Москва, 2008).
Андрей Ерофеев родился 25 июня 1956 в Париже. Окончил отделение истории искусства исторического факультета МГУ в 1978 году. Кандидат искусствоведения (диссертация «Художественное объединение „Мир Искусства“ и русская культура начала XX века», 1984). Историк искусства, куратор. Работал архитектором, научным сотрудником, затем — старшим научным сотрудником в ЦНИИ теории и истории архитектуры в секторах истории русской и советской архитектуры (ВНИИТАГ). Руководил сектором новейших течений в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно». За это время собрал коллекцию современного («нон-конформистского») русско-советского искусства, насчитывающую более 2-х тысяч произведений. С 2002 по 2008 год — заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи.