Evaluation service
15 сентября — 23 октября 2022
6 сентября — 16 октября 2022
9 сентября — 30 октября, 2022
13 СЕНТЯБРЯ — 23 ОКТЯБРЯ 2022
26 августа — 23 октября, 2022
18 августа — 9 октября 2022
11 августа — 16 октября 2022
июль — октябрь 2022
29 июня — 9 октября 2022
30 апреля, 2022 — 29 января, 2023
ТОНКИЕ ГРАЖДАНЕ
Евгений Дедов, федотов, 2020-2021. Серия живописи. Холст, масло_№1

ВЫСТАВКА ЗАКРЫТА


Московский музей современного искусства предоставил свои залы на Гоголевском, 10/2 Высшей школе экономики и Музею современного искусства «Гараж» для выставочного выпускного дипломного проекта магистерской программы «Тонкие граждане». Проект не подразумевал политического контекста и финансировался за счет частных средств. В течение двух лет студенты готовили выставку — однако в процессе формирования экспозиции в первоначальную концепцию были внесены изменения. В результате в проект оказались привнесены смыслы и заявления с политическим подтекстом, который ММОМА, как государственное учреждение, не считает допустимым транслировать на своей площадке. В связи с этим, организаторы и участники приняли совместное решение о завершении проекта. Запланированное ими открытие выставки не состоится.


Участники выставки: Лиза Бобкова, Евгений Дедов, Карина Садреева-Нуриева, Игорь Самолет

Выставочная команда: Эльмира Минкина, Ксения Коростелева, Мона Аль-Асаад, Ольга Плиева

Московский музей современного искусства представляет выставку «Тонкие граждане», подготовленную студентами магистерской программы Музея современного искусства «Гараж» и Высшей школы экономики. Проект посвящён темам неравнодушия и объединения. Основу экспозиции формируют работы художников и художниц: Лизы Бобковой, Евгения Дедова, Карины Садреевой-Нуриевой, Игоря Самолета.

В представленных на выставке работах художники опираются на личные истории и опыт. Они осмысляют такие чувства как страх, отчуждение и беспомощность через метафоры и символические образы. Их высказывания приглашают к осознанному соприсутствию и чуткому проживанию человеческой уязвимости. Эти художники — тонкие граждане — люди, которые высказываются и метафорично выражают свою позицию.
Художница Карина Садреева-Нуриева делает импровизированные убежища из пледов, стульев и книг, предлагая зрителям вернуться в прошлое, когда «шалаши», которые мы собирали дома, казались самым безопасным местом на свете.

Игорь Самолет в новой инсталляции помещает зрителя в ситуацию, когда нужно обрести дистанцию к событию, все еще находясь в нем. Для этого художник помещает нас в ландшафт «после», где факт не поддается реконструкции, но остается иллюзия этой возможности. Невозможность дешифровать «исходник» оставляет пространство для нового мифа, на руинах старого. Самолет направляет взгляд зрителя в пол, под ноги, не давая ему поднять голову.

Лиза Бобкова обращает внимание на то, как людям тяжело общаться так, чтобы донести мысли друг до друга. В личном аккаунте в соцсети художница предложила подписчикам получить от нее письмо с условием, что после получения, адресат прочитает текст на видео. В ответ пришло только 27 записей, из которых и состоит работа художницы. Чувство немоты, отчуждение, одиночество и страх публичности — вот то, что преодолевает Лиза в своей работе. Она называет свою видеоработу «‎милым, тихим, скучным бунтом» против иерархии между художником и зрителем.

На выставке также представлена серия живописи Евгения Дедова «федотов»: минималистичные полотна бледно-голубых тонов. В работах художник использует фрагмент узора ткани постельного белья. Этот отрез он использовал как тряпку для кисточек. Это повседневная вещь, но за простыми узорами кроется фигура человека, зажатого внутри композиции холста. По словам художника, он пострадал в результате жестокости и агрессии. Он скован внутри рамки из цепей, уплощен, сведен к знаку, символу. На первый взгляд, полотна носят успокаивающий характер, но это ощущение исчезает, как только мы узнаем о персонаже, заключенном в них.

Пустота на выставке также выступает одной из форм тонкого высказывания. Часть экспозиции намеренно оставлена незаполненной — эти залы отводились работам пяти художников, присутствие которых предполагалось, но они не смогли стать участниками выставки. Сумма присутствия и отсутствия формирует пространство для выражения мировоззрений и личных историй художников. В пустоте пространства нет опустошения, но есть место размышлению, фантазии и воображению зрителей.

С целью осмыслить это полупустое пространство как место для объединения людей и развития диалога, кураторы разработали обширную публичную программу, которая разделена на три тематических блока: «Истории», «Утопия» и «Позиция». В её рамках желающие могут посетить мастер-классы, танцевальную экскурсию, обед с художницей, различные лекции и дискуссии со спикерами из Музея ГУЛАГа, Музея современного искусства «Гараж», WLAG, УВКБ ООН, фонда «Здоровье и Жизнь».

Выставку также сопровождает инклюзивная программа, в ходе которой пройдут экскурсии для посетителей с особенностями развития и экскурсии на различных языках. Программа разработана совместно с Отделом инклюзивным программ ММОМА (совместно с Отделом инклюзивных программ музея «Гараж»). Консультантами выступили Анна Гросицкая, Алина Жекамухова, Асель Рашидова, Марина Романова из Курса подготовки экскурсоводов с миграционным опытом музея «Гараж».

Выставка «Тонкие граждане» проходит в рамках программы поддержки молодого искусства, одного из приоритетных направлений деятельности институции. Данная программа помогает молодым художникам, кураторам и выпускникам профильных ВУЗов заявить о себе в художественном сообществе, развить их профессиональные навыки, а также привлечь молодежь к культурным процессам. Данный проект был подготовлен студентами магистерской программы Музея современного искусства «Гараж» и НИУ ВШЭ. «Тонкие Граждане» — их дебютный проект, над которым они работали 2 года.

 

Генеральный партнер:

 

Партнеры: