ВМЕСТЕ, ОБОЗНАЧАЮ
Markus Luiro, Catch, 2016, charcoal Маркус Луиро, Поймаю, 2016, рисунок углем
Katri Kainulainen & Maximilian Latva, Anasyrma, 2019, performance photo by Lukas Kolm Катри Кайнулайнен и Максимилиан Латва, Анасырма, 2019, перформанс фото Лукас Колм
Maarit Mustonen, Poems, 2016, xerox prints Маарит Мустонен, Поэмы, 2016, ксерокопии
Nuutti Koskinen, The Sleeping Saturn, 2012, animation Нуутти Коскинен, Спящий Сатурн, 2012, анимация
Minna Langstrom, To Melt, 2014, film installation Минна Лангстром, Растаять, 2014, видео инсталляция
Дата проведения: 30 ноября, 2021 — 16 января, 2022
Адрес: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА (ЕРМОЛАЕВСКИЙ ПЕРЕУЛОК, 17)

КУПИТЬ БИЛЕТ


ПУБЛИЧНАЯ ПРОГРАММА К ВЫСТАВКЕ «ВМЕСТЕ, ОБОЗНАЧАЮ»


Куратор: Маргарита Осепян

Московский музей современного искусства при поддержке Посольства Финляндии в Москве и Института Финляндии в Санкт-Петербурге, представляет выставку «вместе, обозначаю», в которой представлены работы 11 финских художников, собранные в исследовательской поездке в Финляндию. Работы объединены в концептуальную целостность посредством путевых заметок куратора и исследует природу языка как систему знаков, технологию, формирующую реальность. Выставку дополнит публичная программа, в которой пройдут встречи с самими художниками, дискуссия о языке с антропологических позиций, беседа с финской саморганизованной художественной платформой и лекция от куратора коллекции Музея современного искусства Киасма.

Название выставки «вместе, обозначаю» отсылает к значению латинского слова connotatio, которое в дословном переводе звучит как совместное обозначение. Языковая матрица определяет коллективные этические принципы, эстетические вкусы и интерпретацию мира в целом. За каждым языком, будь то язык романской группы или индоиранской, финский или русский, язык модернизма или постмодерна, язык художественной среды или цифровых технологий стоит своя особенная реальность. Язык — это совокупность имен, кодов, владение которыми позволяет наделять смыслом сумму различных значений, выстраивать концептуальный континуум.

В каждом конкретном художественном знаке, художественном объекте возможно распознать несколько наслаивающихся друг на друга смысловых значений — личных, национальных, субкультурных и глобальных. Куратор же, считывая эти значения, расшифровывает и выстраивает высказывание с определенными акцентами, обращая внимание на специфические смысловые коды. Объединяющей основой итогового выбора художников и работ стало намерение интерпретировать выбранные работы именно через язык как систему знаков, создающую описательные нарративы, облекающую наблюдаемое в организованную специфическую реальность.

Работы финских художников в экспозиции организованы в условные блоки, комментирующие четыре основных столпа языка: смысл, власть, восприятие и свидетельствование. «Поэмы» Маарит Мустонен, "Язык С«Туомаса А. Лайтинен, «Почувствовал лунный свет на своих ногах » Яни Русика и «Сломанные струны» Максимилиана Латва указывают на различие между значением и смыслом. В этих работах можно заметить замещение языка концептуального языком чувственного восприятия, звуком, движением, знаками, которые невозможно объединить в смысловую целостность, но посредством которых возможно передать нечто — настроение, состояние — на уровне сигнал-прием исключительно в настоящем времени. Работы Нуутти Коскинена «Спящий Сатурн», Пилви Такала «Поклонник» и Яни Рушица «Смена сцен в шести движениях» повествуют о неверных толкованиях, обусловленности культурными различиями, о языке как политической силе, о личной потребности в управлении и манипулировании другими через язык.Работы Минны Лонгстрём «Растаять» и Катри Кайнулайнен и Максимилиана Латва «Анасырма» исследуют аспекты восприятия — память, сновидение, психический бессознательный пласт, где язык выступает контуром для произвольно и непоследовательно возникающих образов. В рисунках Маркуса Луиро, в инсталляции Ханны Марно «Живой бездействующий» и в работе Анны Эстарриола «Перформанс для камня» проступает проблематика свидетельствования, где воспринимающий субъект либо утрачивает свою идентичность, либо переходит в статус неодушевленного предмета.

Структура экспозиции задумана как противопоставление объективного и субъективного. Объективное представлено произведениями искусства с пояснениями от самих художников, а субъективное выражено через сопутствующие кураторские тексты в виде путевых заметок, в которых интерпретация порой не совпадает и даже кардинально меняет смысл работ, вопрошая о сути языка и его влиянии на реальность.

Особая благодарность программе Connecting Points (Finish-Russian Exchange) за помощь в организации исследовательской поездки.

 

При поддержке:

 
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2020. Все права защищены. Контакты
Результаты оценки качества оказания услуг | Влюбиться в Москву: самые интересные места столицы. Часть 1
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ