Правительство Москвы Департамент культуры города Москвы Российская академия художеств Московский музей современного искусства
Тимофей Парщиков
Фигуры интуиции

Tim Parchikov. Camargue. 2006

Tim Parchikov. Naples. 2007
|
Даты проведения: 16 мая - 21 июня 2015
Адрес: ММОМА, Ермолаевский, 17
|
Каталог выставки
Проект посвящается поэту Алексею Парщикову.
Московский музей современного искусства представляет выставку молодого московского художника Тимофея Парщикова «Фигуры интуиции», которая объединяет несколько проектов: «Котлован», «Suspense», «Impossible Рuzzle», «Исландские руны», «Тир», «Московские негативы» и «Горящие новости». В своем творчестве, объединяющем фотографию, видео и новое для него медиа — неон, Тимофей Парщиков исследует исторический, социальный, политический и метафизический контексты современности. Проект «Suspense» был начат в 2003 году в Москве и продолжается во время поездок Тимофея Парщикова по миру - в том числе автор работал над ним во время недавнего пребывания в художественной резиденции Swatch в Шанхае. Центральная идея проекта — неразрешенность конфликта, незавершенность ситуации, сгусток смутной необъяснимой тревоги. Саспенс в кино возник в послевоенные годы, почти сразу обретая новое прочтение в контексте второй волны европейского экзистенциализма, и как нельзя лучше подошел для описания безотчетной тоски, охватившей послевоенный мир. Одноименный проект Парщикова — это визуальный манифест нового «потерянного» поколения молодых людей, на рубеже веков обретших полную свободу информации и передвижения. Иллюзия тотальной коммуникации и одновременно утрата цельности системы ценностных ориентиров привела их к одиночеству и бесконечным поискам утраченной самоидентификации. Любая остановка и встреча с реальностью в этом путешествии — саспенс. В MMOMA фотографическая часть «Suspense» дополнена, с одной стороны, инсталляцией «Мене Мене Текел Упарсин», а с другой стороны видеоинсталляцией «Тир». «Мене Мене Текел Упарсин» воспроизводит загадочную надпись, фигурирующую в картине Рембрандта «Пир Вальтасара». Согласно Книге пророка Даниила, огненные слова, проявившиеся на стене во время пира вавилонского царя, предрекли падение его царства. Тимофей Парщиков вырывает пророческие слова из контекста и превращает их в светящуюся неоновую рекламу. Видеоинсталляция «Тир», помещает зрителя в «расстрельную комнату», из которой невозможно выбраться. Проект «Impossible Puzzle» - результат работы художника в Исландии. Обнаружив в пустынных исландских пейзажах неожиданное вторжение цивилизации — странные объекты, помеченные загадочными знаками, он запечатлел их как новую тайнопись. Парщиков продолжил размышления о криптографии и взаимодействии цивилизации с неподвластной времени природой в серии «Исландские руны» и проявил в холодных космических ландшафтах древние рунические знаки, основу исландской культуры. В отличие от пустынных природных ландшафтов, городское пространство мегаполиса перенасыщено знаками и высказываниями, которые сливаются в неразличимый нашим сознанием визуальный шум. В серии «Московские негативы» автор, переносит привычные всем визуальные знаки в новый контекст, придавая им новое эмоциональное и семантическое звучание. Серия «Котлован» создана в Магнитогорске, на чьем примере Тимофей Парщиков исследует типичную для России и Европы жизнь моногорода, стремительно возникшего в эпоху индустриализации. Автор выстраивает диалог со знаменитой съемкой Владислава Микоши, 75 лет назад запечатлевшего утопический героизм крупнейшей стройки первых пятилеток. Магнитогорский комбинат, его люди, индустриальные ланшафты, улицы и обитатели города, дом престарелых, где доживают свой век люди, на чьих глазах строился город и комбинат - из разных сюжетов художник складывает пазл, где петля времени закольцовывает историю и сегодняшнюю реальность в Магнитогорске. Проект "Burning News" исследует функционирование человеческого сознания в ситуации, когда бомбардирующий его информационный поток "горячих новостей" достигает своего критического предела - изображенные на фотографиях люди на фоне заснеженного пейзажа пассивно держат в руках пылающие газеты. В отличие от них герой видео «Снеговики» активен – он бросается через сугробы с топором рубить снеговиков - его двойников, созданных его же руками, совершая попытку вырваться из замкнутого круга.
Зимняя спячка, традиционная для русской природы, культуры и истории является важной коннотационной составляющей данного проекта. Автор задается воспросом, может ли проснуться страна, скованная зимними холодами и перекормленная «горячими новостями»?
О художнике:
Тимофей Парщиков — выпускник операторского факультета Всероссийского государственного факультета кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК) и режиссерского факультета Высших курсов режиссеров и сценаристов (ВКСР)
Также является автором многочисленных персональных выставок, среди которых:
2014: «Suspense», Maison Européenne de la Photographie, Париж, Centro Niemeyer, Авилес 2014: «Dead Sea», галерея Juana de Aizpuru, Мадрид 2014: «Fast-Moving Tides», Priska Pasquer Gallery, Кельн 2014: «Котлован», галерея Марина Гисич, Санкт Петербург 2014: “Burning News”, Hayward Gallery, Лондон 2014: “Un Nouveau Festival”, Centre Pompidou, Париж 2014: "Ri-conoscere Michelangelo", Galleria dell'Accademia, Флоренция 2013: «Times New Roman. Episode III: Moscow», La Galleria Parmeggiani, Реджо-Эмилия, Италия 2012: «Color Matrix. Unreal Venice». галерея «Глаз», Москва 2011: «Suspense», Museo di Roma in Trastevere, Рим 2011: "Real Venice", 54 Венецианская Биеннале, L'Abbazia di San Giorgio Maggiore, Венеция 2009: «Периферийное зрение», галерея Глаз, Москва Первая персональная выставка Парщикова «Чемодан» прошла в московском в Музее архитектуры им. А. В. Щусева в 2006 году. С тех пор художник регулярно выставляется России и за рубежом.
В 2014 году удостоен премии Кандинского в номинации «Лучший молодой художник».
Также занимается издательской деятельностью. 2014: «Suspense», издательство «Contrasto», Рим 2010: «Suspense», издательство «Триумф», Москва 2006: «Чемодан», издательство «Зебра»,
О кураторе:
Ами Барак — независимый куратор и художественный критик. Живет и работает в Париже. С 1993 по 2002 год был директором Региональной коллекции современного искусства (Frac) Лангедок-Руссильон; с 2002 по 2005 — президентом Международной ассоциации кураторов современного искусства (IKT). С 2003 по 2008 год возглавлял Художественный департамент Городского совета Парижа. В 2011 году был одним из кураторов павильона Румынии на 54-ой Венецианской биеннале. Среди недавних кураторских проектов Ами Барака: «Виды сзади, звездная колыбель и департамент пропаганды» (персональная выставка Тарин Саймон, Jeu de paume, Париж, 2015) «Отчужденный рай. Современное искусство Китая из коллекции DSL» (Еврейский музей и центр толерантности, 2014). Преподает в Университете Парижа (Paris I Panthéon-Sorbonne).
|