29 июня — 14 августа 2022
09 ИЮНЯ, 2022 — 07 АВГУСТА, 2022
4 июня — 17 июля 2022
АПРЕЛЬ — ИЮНЬ 2022
30 апреля — 07 августа, 2022
21 апреля — 03 июля, 2022
25 апреля — 31 июля, 2022
02 марта — 10 июля, 2022

ОЛИВИЯ ПЛЕНДЕР. КОМТЕМОТТА
«Активные политики: Женская гражданская школа в Фогельстаде, 1925–1954», 2019, вид инсталляции Tensta Konsthall, Стокгольм
Комтемотта, 2019, окрашенное дерево, 6 x 12 x 0,4см
Школа Фогельстад, ок. 1930-х, фотогрфия
Комтемотта, 2019, плакат (фрагмент инсталляции), 59.4 × 84.1 см
Комтемотта, 2019, плакат (фрагмент инсталляции), 59.4 × 84.1 см
Даты проведения: 26 февраля — 13 марта, 2022
Адрес: Образовательный центр MMOMA (Ермолаевский, 17)

БЕСПЛАТНЫЙ БИЛЕТ

Кураторы: Андрей Егоров, Анна Арутюнян, Мария Линд

Проект Оливии Плендер «Комтемотта» — художественное посвящение Женской школе гражданских прав, которая действовала в поместье Фогельстад на юго-востоке Швеции с 1921-го по 1954 г. Это, во многом уникальное, частное просветительское учреждение было основано группой активисток сразу после того, как шведские женщины получили право голосовать и избираться в парламент. Задуманная с целью обучения студенток их новой гражданской роли, школа Фогельстад стала заметным явлением в борьбе за гендерное равенство в Европе.

Основательницы школы, две из которых — Элисабет Тамм (владелица поместья Фогельстад) и Керстин Хессельгрен — были в числе первых пяти женщин-депутатов шведского Риксдага, разработали для своих подопечных особый куррикулум, основанный на демократической системе ценностей и предполагающий всестороннее развитие личности. Помимо лекций по истории, теории политических институтов и репродуктивному поведению, в учебном плане школы большое значение уделялось коллективным физическим упражнениям и творческим занятиям — эвритмии, ролевым играм, пению. Благодаря ярким лекторам и инновационным методикам преподавания школа быстро стала местом притяжения интеллигенции, в ней царила свободная атмосфера, весьма необычная для Швеции того времени.

Примечательно, что одним из приглашенных преподавателей школы была Александра Коллонтай, известная участница революционного движения в России, сторонница радикальной эмансипации женщин. В течение пятнадцати лет (1930-1945 гг.) Коллонтай являлась послом СССР в Швеции, а до этого — в качестве наркома государственного призрения в советском правительстве — стала первой в истории женщиной-министром. Неординарная и противоречивая фигура, она напоминает о параллельном, более близком нам сюжете — модернизационных реформах партии большевиков в сфере равноправия мужчин и женщин как в частной, так и в общественно-трудовой жизни, закрепленных в Конституции РСФСР 1918 г.

Экспозиция разместилась в Библиотеке и на пяти лестничных площадках Образовательного центра MMOMA. Ее элементы основаны на ролевой игре, которая была придумана в Школе Фогельстад для решения различных политических и социальных задач-ситуаций в вымышленном городе под названием Комтемотта (Kom Te Måtta). Наиболее масштабным экспонатом является гардина с изображением студенток и преподавательниц школы в полный рост, одетых в женские и мужские костюмы (ассоциирующиеся с распространенными в 1920-е гг. профессиями и административными ролями). Персонажи этого группового портрета по-отдельности также появляются в наборе из десяти деревянных, раскрашенных вручную миниатюрных фигур, а условным «игровым полем» для них мыслятся графические листы с пиктограммами, обозначающими общественные учреждения Комтемотты. Выставку дополняют архивные фотографии Школы Фогельстад, образовательные настольные игры, специально созданная серия плакатов с портретами пяти первых шведских женщин-парламентариев, а также карандашные рисунки, посвященные движению суфражисток в Великобритании и еще больше расширяющие международную проблематику проекта.

В «Комтемотте» Оливия Плендер создает свой немного меланхоличный ситуативный музей школы Фогельстад, в котором посредством монохромной, как будто винтажной графики, черно-белых фотографий и старомодных артефактов в шкафу-витрине рассказывает о необычной женской коммуне, ставшей достоянием исторических учебников. И одновременно, художница заставляет нас задуматься о том, насколько актуальными и сейчас остаются те вопросы, которые сто лет назад поднимали идеалистически настроенные основательницы школы, не просто выступавшие за равноправие полов, экспериментальную педагогику, экологическую ответственность и различные формы гражданского объединения, но лелеявшие мечту о новом человеке.

Оливия Плендер (р. 1977) живет и работает в Стокгольме и Лондоне. Ее проекты, как правило, связаны с историей социальных движений, теорией трудовых отношений и педагогики. Художница создает графические композиции, настольные игры и комиксы, объекты и инсталляции, сотрудничает с женскими самоорганизациями. Работы Оливии Плендер находятся в коллекциях Галереи Тейт (Великобритания), Художественного музея Мальмё (Швеция) и Английского художественного совета.

Северный травелог: художники Швеции в Московском музее современного искусства — программа персональных экспозиций восьми художников, которые живут и работают в Швеции. Каждый проект состоит из одной инсталляции или цельной серии работ в новой авторской интерпретации, учитывающей пространство музея и российский культурно-исторический контекст. Выставки пройдут в течение 2022-2023 гг на разных площадках MMOMA, в том числе в Образовательном центре и Музее Вадима Сидура — в экспозиционных залах и неожиданных локациях. Оглядываясь на богатую традицию записок иностранных путешественников о России, кураторы программы предлагают художникам, выросшим в Швеции или приехавшим в эту скандинавскую страну в сознательном возрасте, побывать в Москве, показать свои работы в непривычном окружении, поделиться возникшими наблюдениями и комментариями.

Программа реализована в партнёрстве ММОМА с Посольством Швеции в России. Кураторы программы: Анна Арутюнян, Андрей Егоров, Мария Линд.