Коснитесь кнопки затвора
В рамках программы «Коллекция. Точка обзора»
Группа «Четвертая высота». Без названия. Из серии «Подвиг». 2005
Александр Повзнер. Художник. 2016
Гор Чахал. Композиция №9. Из проекта «Поэт и пистолет». Фрагмент. 1990
Анатолий Осмоловский. Фотодокументация перформанса «Путешествие Нецезиудика в страну Бробдингнегов» (Маяковский/Осмоловский). 1993
|
Даты проведения: 27 мая — 25 июля, 2021
Адрес: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ, 17
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Куратор: Ольга Турчина
В рамках программы Образовательного центра ММОМА «Коллекция. Точка обзора» Московский музей современного искусства представляет новый проект «Коснитесь кнопки затвора», посвященный анализу образа художника в искусстве XX-XXI столетий.
Отправной точкой для выставки послужила недавно переданная в коллекцию музея серия фотографий, сделанная фотографом Эдди Новарро (1923-2003), известным снимками выдающихся художников 20 века. Приехав в Россию в начале 90-х годов, он создал серию фотопортретов российских художников, которые на разных этапах были участниками нонконформистского творческого сообщества. Изучая снимки Новарро, стремившегося удержать единый образ художника-персонажа или художника-человека, кураторы выставки противопоставили документальной фотографии концептуальное произведение, обратившись к имеющимся в коллекции музея работам с 90-х годов до сегодняшнего дня, где присутствуют изображения художников в виде портрета и автопортрета. Наглядное сравнение привело исследователей к логичному вопросу: актуально ли сегодня говорить об идентификации образа художника? И именно на этот вопрос ответит зрителю экспозиция проекта.
Подход к созданию выставки основан не на выборе тем, а на изучении методов, используемых художниками. Поэтому у проекта нет тематического названия, оно скорее указывает на некий жест, процесс поиска, фиксации. Отсюда возникает сравнение с затвором фотоаппарата, который в момент закрытия и подготовки снимка, с одной стороны, может уловить, запечатлеть момент, а с другой ограничить интерпретацию, вырвать из контекста, отрезать альтернативные прочтения, умертвить действие. При этом фиксированный кадр полностью исключает возможность альтернативного прочтение действия. Концептуальное изображение действует по иному принципу, показывая разрыв между видимым, его интерпретацией и возможным или невозможным иным прочтением со стороны зрителя.
Куратор проекта ищет ответ на вопросы об идентификации образа художника и в психологии, где зачастую осознание себя относится к процессу защиты. Для выставки выбраны произведения тех авторов, которые не замыкаются на целостном образе фигуры художника, а, напротив, открыты к новым вариантам прочтения, поискам формообразования, вплоть до уничтожения заложенных смыслов. Это применимо и к фигуре художника, прошедшему к 2000-м различные трансформации: от концептуальных высказываний, как в инсталляции Вадима Захарова «Старые рамы берегут покой глупых мальчиков», до акционистских жестов, как в фотодокументации перформанса Анатолия Осмоловского «Путешествие Нецезиудика в страну Бробдингнеггов», до переосмысления мифического образа художника, как в серии Ксении Перетрухиной «Невесты Йозефа Бойса» и поисков идеалистического высказывания у Гора Чахала. На выставке особую точку зрения на искаженный образ художника можно увидеть и в фотосериале Людмилы Горловой, и в скульптуре Александра Повзнера. На выставке также представлены работы Ксении Драныш, Владислава Мамышева-Монро, Группы «Четвертая высота» и других авторов.
Таким образом, нестандартная постановка вопроса помогла на основе визуального ряда из коллекции ММОМА создать исследовательский проект по теме, который сопроводит образовательная программа, посвященная интерпретации образа художника в истории искусства.
ПРОГРАММА «КОЛЛЕКЦИЯ. ТОЧКА ОБЗОРА» В MMOMA
«Коллекция. Точка обзора» —долгосрочная выставочная программа, разработанная специально для Образовательного центра MMOMA в дополнение к ставшей знаковой для музея серии масштабных тематических экспозиций. Ее отличает иной, фокусный и камерный подход к изучению и демонстрации музейных фондов, а также значительно более динамичный ритм показа. Программа объединяет самые разные по типу выставки — от монографических и архивных до междисциплинарных. Посвященные исследованию отдельных сегментов коллекции, эти по сути лабораторные проекты нередко обращаются к частным, немагистральным, художественным сюжетам и позволяют тестировать новые экспозиционные решения.
Программа «Коллекция. Точка обзора» дает возможность рассмотреть широкий спектр явлений — имен, направлений, образов и идей в отечественном искусстве XX—XXIвеков — с различных позиций и ракурсов. В свою очередь само музейное собрание как уникальный ресурс представляется удобной «точкой обзора» для разговора об искусстве, истории, науке и культуре в целом.
Программа запущена в конце 2017 года и реализуется сотрудниками-кураторами Научного отдела MMOMA. Авторы программы: Андрей Егоров, Анна Арутюнян.
Образовательный центр ММОМА, расположенный по адресу Ермолаевский переулок, 17, был основан в 2017 году как пространство для творческих и социальных инициатив, а также академических исследований. Миссия центра — способствовать интеграции различных социальных групп в культурную жизнь Москвы. Выставки современного искусства и проекты из коллекции ММОМА, открытая библиотека с более чем 11000 изданий, лекторий для детей и взрослых, серия семейных программ направлены на знакомство широкой аудитории с коллекцией музея и актуальными тенденциями художественной теории и исследованиями в этой области. Пространство Образовательного центра создано с учетом современных музейных технологий, что позволяет расширять многообразие зрительского опыта и получать новые знания о современном искусстве всем желающим вне зависимости от уровня подготовки. Важной задачей центра является и поддержка молодого искусства с помощью создания комфортной среды для генерации инновационных творческих инициатив в сфере не только культуры, но и смежных с ней областях — науке, истории, философии и литературе.
|