ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
КЁЛЬН — ЛЕЙПЦИГ — БЕРЛИН
СОВМЕСТНАЯ ПРОГРАММА ГЁТЕ-ИНСТИТУТА В МОСКВЕ И МОСКОВСКОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Надин Штедлер (*1979, Хильдесхайм)
Симон Пфеффель (*1985, Нюрнберг, Германия) Документация перформанса «Отвези меня домой» в общественном пространстве Софии, Болгария, 2017
© Фотография Патрика Морареску
Софи Иннман (*1986, Мюнхберг, Германия) «Сэндвич», 2013
Инсталляция
Магдалена Кита (*1983, Дембица, Польша) Из серии «Californication» 2016
Шелкография на хлопке
Лиза Буше (*1973, Гамбург, Германия) «META» 2017
Аэрозольная краска, скотч
Даты проведения: 16 декабря 2017 — 07 января 2019
Адрес: Образовательный центр Московского музея современного искусства, Ермолаевский переулок, д. 17

 

Кураторы программы: Астрид Веге, Анна Журба

Зимой 2017 года Московский музей современного искусства открыл Образовательный центр, пространство которого объединяет все существующие инициативы Музея в этой области — лекторий, библиотеку, медиатеку, детскую студию. Сейчас на двух этажах здания Музея в Ермолаевском переулке 17 располагаются проекты, продолжающие выставочную политику ММОМА: зрители могут познакомиться не только с коллекцией Музея, но и стать свидетелями годового экспериментального проекта «Формы художественной жизни», созданного совместно с Гете-Институтом в Москве.

Проект «Формы художественной жизни» осмысляет изменения в структуре современного искусства Германии и России: какие появляются новые формы художественных практик и взаимодействий, как меняются экономические условия существования институций, художников и кураторов, насколько они подвержены колебаниям социального и политического климата. В обеих странах музеи все чаще выступают не только в роли хранилищ культурного наследия, но и открытой площадки для экспериментов и формирования актуальных художественных практик. Граница между институциональным и внеинституциональным, независимым искусством неизбежно истончается.

В Германии сложилась многоуровневая система художественных институций, которая, безусловно, представляет как исследовательский, так и практический интерес. Художественную жизнь Германии определяют не только всемирно известные художники и крупные музейные институции, но и живой, быстро развивающийся и изменяющийся ландшафт самоорганизующихся некоммерческих пространств. Такие инициативы влияют на формирование музейной повестки будущего. Экспериментальный проект «Формы художественной жизни», совместно разработанный и реализуемый Гёте-Институтом в Москве и ММОМА, ставит перед собой задачу развития и усложнения межинституционального диалога, создание для него уникальной платформы, лишенной заранее заданных рамок и ограничений.
Проект откроется 15 декабря 2017 года в Образовательном центре Музея; с этого момента и до конца 2018 года один из этажей Образовательного центра станет своеобразной лабораторией для выставочной и исследовательской деятельности приглашенных участников. Каждое из четырех пространств по очереди представит свою уникальную программу, созданную на пересечении основных принципов и тем своей деятельности и проведенного в Москве исследования, диалога с московскими художниками и теоретиками. Приглашенные к участию в проекте некоммерческие пространства из Германии представят не классические выставочные проекты, а подвижные, развивающиеся во времени программы, включающие перформансы, кинопоказы и дискуссии. Проект позволит московской публике познакомиться как с конкретными независимыми художественными пространствами из разных регионов Германии, так и с самими принципами их работы и организации.

Сквозной темой всей программы станет вопрос самоорганизации в художественной сфере: возможные ее формы, вопросы финансирования, взаимодействия с другими акторами художественной среды и т.д. Организаторы пригласили к участию пространства с различными организационными структурами, формами финансирования и программной политикой в надежде, что этот опыт может быть интересен и полезен в местном контексте. Однако выбранный фокус делает проект важным не только для профессионального сообщества, но и для широкой публики, так как в современных экономических и политических условиях вопросы самоорганизации общества становятся все более актуальными в самых разных сферах социальной жизни.

Участники:

Simultanhalle (Кёльн)
Пространство Simultanhalle располагается на окраине Кёльна, в помещении, которое было построено в 1979 году архитекторами Бусманном и Хаберером в качестве экспериментальной модели для Музея Людвига. Изначально архитектурную модель планировалось разрушить, но благодаря усилиям чешской художницы Евы Яношковой с 1983 года в ней начали проходить выставки художников ее круга, что положило начало выставочной программе пространства.

Выставочная программа Simultanhalle формируется кураторским советом — постоянно сменяющейся группой художников, историков искусства и кураторов, и находится в тесном взаимодействии с архитектурой самого пространства. Подобно тому, как пространство Simultanhalle представляет собой архитектурную модель, его выставочная программа проникнута духом эксперимента и отражает широкий круг и неоднородность художественных интересов и вкусов участников.

Программа Simultanhalle в ММОМА, рассчитанная на три месяца и состоящая из трех фаз, призвана отразить структуру пространства и принципы его функционирования. Создание выставочной сценографии и презентация архива иллюстрируют широкий спектр художественных и кураторских методов, отправной точкой для которых является экспериментальная природа Simultanhalle.

D21 (Лейпциг)
Пространство D21 было основано в 2006 году с целью создания в Лейпциге площадки, специализирующейся на таких направлениях современного искусства как новые медиа, фотография, искусство инсталляции, перформанс и видео. В том же году было открыто собственное помещение в районе Лейпциг Линденау.
D21 — выставочная платформа и территория для художественного и кураторского эксперимента. Ежегодно выбирая тематический фокус, команда организует около пяти выставок, а также участвует в фестивалях и других масштабных мероприятиях. В деятельности пространства на общественных началах участвуют представители самых разнообразных профессий, деятели культуры, ученые и студенты.

District (Берлин)
Художественный и культурный центр District был открыт в 2009 году на территории бывшего завода по производству солода как место для междисциплинарных исследований в области искусства и других форм производства знания. Важным аспектом деятельности центра является развитие диалога между современными художественными практиками и городской средой, ее локальным контекстом и местными сообществами. 

District — пространство для формулирования и обсуждения новых идей и проблем современности. Здесь художественные эксперименты и исследования нацелены на создание более устойчивой и открытой среды. Сотрудничая с местными и международными художниками и теоретиками, а также институциями и аудиториями, центр организует выставки, а также перформативные, дискуссионные и образовательные мероприятия. District стремится создать устойчивую систему поддержки для художников, так, они уже организовали мастерские для женщин-художниц, а также программу для молодых продюсеров. Рассматривая эксперимент как способ производства знания, District стремится создать пространство открытое для парадоксального и нестандартного мышления.

 

Соорганизатор