АЛЕКСАНДРА МИТЛЯНСКАЯ. МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
Даты проведения: 18 МАЯ — 18 ИЮНЯ, 2017
Адрес: MMOMA, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

КУРАТОР: ВЛАДИМИР ЛЕВАШОВ

Московский музей современного искусства представляет персональный выставочный проект Александры Митлянской «Между прошлым и будущим», который объединяет работы, созданные художницей за последние 10 лет, в масштабную видео-инсталляцию на два этажа музея.

Видео работы Александры Митлянской — между статичным кадром и движущимся изображением. Ее медитативные видео-зарисовки — предельно замедленные, либо, наоборот, интенсивные и динамичные — стирают в человеческом сознании представление о таких категориях, как «сейчас» и «всегда», создают иллюзию отсутствия времени и нарратива. При этом повседневные действия, лишенные, казалось бы, законченности, а значит и цели, обнажают новые смыслы, подчеркивая способность окружающего мира к бесконечным изменениям, адаптации и эволюции.

Главный герой произведений Митлянской, основа ее художественного поиска — время. Острота его восприятия напрямую зависит от меры движения в кадре. Чем движения меньше, чем больше оно размазано в пространстве, тем сильнее эффект безвременья. Аналогичным образом чем короче динамический цикл, тем неизбежнее «сейчас» сливается со «всегда». Демонстративное отсутствие рассказчика — еще одна особенность работ Митлянской. О присутствии камеры и, следовательно, автора догадаться почти невозможно: горизонт в кадре объективно- горизонтален и нет никаких явных ракурсов или монтажных склеек. Иначе говоря, не заметно никакого присутствия субъективного взгляда, место наблюдателя никем не занято и ничто не мешает зрителю сохранять иллюзию того, что это реальный мир, открытый ему одному. С другой же стороны, подобные картины — точь-в-точь образы сознания, которые именно так и прокручиваются у нас в голове. Цикличные образы наслаиваются друг на друга, с трудом поддаются идентификации, сменяя друг друга будто воспоминания или миражи воображаемого будущего. Таким образом, оказывается, что видеоизображения Митлянской могут восприниматься — на выбор — и как чистая фиксация фрагмента физической реальности, и как проекция внутреннего мира их зрителя со всеми нюансами его эмоционального интонирования. Именно возможности подобной эмоциональной нюансировки позволили разделить экспозицию
на пространственные зоны, совпадающие с двумя этажами музейного здания: на «верхний мир» и «нижний мир». В верхнем преобладают просветленные, идиллические «тональности», тогда как в нижнем — сумрачные интонации тревоги и эмоционального напряжения.

Выставка Александры Митлянской в MMOMA — это изучение категории времени и его соотношения с действиями человека, перевод всего многообразия свойственных ему чувств и состояний в визуальную форму. Всего в экспозиции представлено более 30 работ, каждая из которых отражает, как правило, лишь один образ, но передает его точным и ярким, как сама жизнь. Одушевленное существо, предмет, пейзаж или случай — здесь все, прокручиваясь раз за разом на экране, апеллирует к жизненному опыту зрителя, обретает новые трактовки, вызывает сугубо личные ассоциации.