|
«Строим ли мы новый мир вместе?» Приглашенные художники и эксперты размышляют на тему взаимоотношений с технологиями, обращаются к мечтам, проблемам, утопиям и страхам, связанным с состоянием перехода в «новый мир», где технологии неотделимы от социума и повседневности людей. Что такое этот «новый мир», насколько он действительно «новый» и каким образом выстраиваются и к чему приводят различные тактики взаимодействия художественного мира с технологиями, институциями и обществом? Программа будет проходить на протяжении всего выставочного проекта в онлайн и офлайн форматах и включает в себя нескольких дискуссионных панелей, специально подготовленные перформативные артист-токи художников-участников выставки, лекции приглашенных искусствоведов и кураторов, а также «путешествия»-экскурсии по выставке.
РАСПИСАНИЕ ВСТРЕЧ:
15 мая, 15:00 — 23:00
15:00 — 17:00 Участие бесплатное и по регистрации. Ряд публичных дискуссий, проходивших в прошлом году, продемонстрировал дефицит взаимопонимания между акторами художественной среды, действующими в институциональном поле и на независимой сцене. С одной стороны, это объяснимо фактической монополией институций в доступе к бюджетам, выделяемым на культуру, однако, можно предположить, что немаловажную роль играет и отсутствие обоюдо удовлетворительного диалога и чувства товарищества между коллегами из институций и самоорганизаций, порождающее взаимные претензии. Самоорганизации, работающие с новыми медиа, демонстрируют один из примеров того, как взаимодействие представителей институциональной и внеинституциональной сред, может быть взаимовыгодным и плодотворным. В рамках дискуссии мы бы хотели предложить открытый разговор между представителями самоорганизаций и институций о том, какие направления сотрудничества и какая этика взаимоотношений может обеспечить максимально плодотворную кооперацию. Участники: — Ярослав Алешин Куратор, специалист в области общественных проектов. — Анастасия Дмитриевская Независимая исследовательница, художница и организаторка. Опираясь на феминистскую оптику, занимается вопросами невидимого труда в контексте строительства и обеспечения работы инфраструктур производства знаний. — Олег Хадарцев Куратор, продюсер, экспериментальный фильммейкер из Мурманска. Олег является основателем кураторской платформы Фрайдеймилк и программным директором международного фестиваля «Инверсия», автором манифеста Uncapitals – серии арт-экспедиций в отдаленные локации Европейского севера, а также координатором образовательных мастерских Фрайдеймилк. В качестве артиста и куратора исследует социокультурные аспекты жизни регионов Крайнего Севера, понятие новой северной идентичности и особенности миграционных процессов арктических территорий. — Дарья Юрийчук Художница и исследовательница визуальной культуры. Выпускница отделения истории искусства исторического факультета МГУ и магистерской программы «Визуальная культура» ВШЭ. Соавторка перформансов группы zh-v-yu («Ландшафт для мертвой собаки», «Сад»). Хореограф феминистского спектакля-конференции Locker Room Talk и соавтор антикапиталистического спектакля-платформы «Кариес капитализма» в Центре имени В.С. Мейерхольда. Авторка публикаций о танце, политиках тела, современном искусстве. Соосновательница медиа-активистского объединения «Кафе-мороженое», исследующего проблемы труда, и инициаторка архивного проекта «Волшебный институт феминистских исследований». Работы были представлены в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Минске, Хельсинки, Берлине, Дрездене, Цюрихе. Список участников дополняется. Модераторы — Анна Журба и Сергей Бабкин (ММОМА)
18:00 — 19:00 Участие бесплатное и по регистрации. Aebersold x Handberg создают сложные аудиовизуальные инсталляции, основываясь на исследованиях в области взаимодействия звука и света с окружающим пространством. Их работы, с одной стороны, отражают минималистическое подход к выбору форм — зачастую симметричных, с другой — отсылают к загадочным, научно-фантастическим сценариям. Художники покажут в реальном времени один из последних проектов, представленных в Ausstellungsraum Klingental. Эта работа ставит перед собой цель изучить возникающие благодаря новым технологиям формы жизни, одновременно задаваясь вопросом об ответственности агента и индивида. Встреча пройдет только на английском языке. В конце эфире будет Q&A со зрителями-участниками zoom-встречи.
20:00 — 23:00 Участие бесплатное и по регистрации. Картину представит кинокритик, заместитель главного редактора «Colta», партнёр проекта «The Earth Is Flat — Как читать медиа?», Михаил Ратгауз. Иза Виллингер на протяжении трёх лет исследовала лаборатории, которые занимаются развитием искусственного интеллекта. Она побывала в домах, гостиницах и офисах, где роботы-гуманоиды уже живут с людьми. Фильм посвящен объекту, который приближается к нам на всех скоростях и с высокой вероятностью окажется на предельной близости: у наших постелей, под нашими елками, у нашей тарелки с супом. Человекообразные роботы не будут унифицированы и будут иметь ту форму, которую мы захотим им придать. Холодные лаборатории искусственного интеллекта становятся фабриками по производству расфасованного тепла. Учёные трудятся над тем, чтобы эксперимент прошёл бесперебойно: любовь оказалась ответной, старость — не одинокой. «Здравствуй, робот!» (Hi, AI!) признан лучшим документальным фильмом на кинофестивале имени Макса Офюльса. После показа фильма состоится дискуссия с режиссером посредством Zoom. Data CTRL Centre — выставка в онлайн и офлайн-форматах, посвященная медиаграмотности и защите данных в Интернете. Реализуется Гёте-Институтом совместно с проектом "The Earth Is Flat — Как читать медиа?". Data CTRL Centre является частью выставки Experimental Music and Art (EMA) Expo 2021, которая пройдёт с 20 апреля по 16 мая в Образовательном центре MMOMA.
ПРОШЕДШИЕ
24 апреля, 16:00 — 20:00
16:00 — 17:30 Участие бесплатное и по регистрации. В рамках круглого стола участники обсудят стратегии взаимодействия медиа-искусства и общества. Способно ли медиа искусство изменить общество? Есть ли потенциал активизма в медиаискусстве? Возможны ли реальные интервенции художественных проектов в жизнь общества? Спекулятивные проекты — это хорошо или плохо? Участники: Егор Крафт (Россия/Германия), Дмитрий::vtol:: Морозов, Елена Никоноле, Валентин Фетисов, Алексей Шульгин, Gray Cake, !Mediengruppe Bitnik (Швейцария). — Егор Крафт Междисциплинарный художник и исследователь, работает на территориях медиа, науки, критического исследования, философии и искусства. В своей практике обращается к проблеме определения границ между аспектом человеческого иррационального и рационализации, присущей технологической реальности, к определению возможных сценариев будущего. Работы художника были представлены на персональных и групповых выставках в Австралии, Европе, Южной Америке, США и Великобритании. По версии британского журнала Calvert в 2017 году был включен в список New East 100 людей, мест и проектов из восточной Европы, «определяющих направление развития современного мира». — Дмитрий::vtol:: Морозов Российский художник, исследователь в сфере междисциплинарного современного искусства. Работает с технологическими жанрами искусства: робототехника, звуковое искусство, science-art. В своих работах уделяет особое внимание связи между возникающими системами и новыми видами технологического синтеза. Многократный лауреат множества премий, среди которых «Инновация» (2020), Премия Курехина, премия Prix Ars Electronica (2015, 2017). — Елена Никоноле Медиахудожница, независимая кураторка и преподавательница, чья область интересов — гибридное искусство и искусственный интеллект. Занимается проблемами межвидовой коммуникации на территории современного технологического искусства, а также разрабатывает критические подходы к технологиям машинного обучения, фокусируя свое внимание на проблемных областях алгоритмических форм сбора и анализа больших данных. — Валентин Фетисов Художник и разработчик программного обеспечения. Сфера его интересов — пересечение социальной психологии и новых технологий. Его работы — это искусственно созданные ситуации для исследования человеческих реакций. В разные годы работы художника были представлены в Третьяковской Галерее (Москва), Центре Искусств и Медиатехнологий (Карлсруэ), Музей современного искусства (Стокгольм), Пале де Токио (Париж). — Алексей Шульгин Художник, куратор. Участник группы «Электробутик». Куратор Электромузея. Преподаватель медиа-арта в Школе Родченко. Почетный доктор Гетеборгского университета. Живет и работает в Москве. — !Mediengruppe Bitnik Группа художников (Кармен Вайскопф и Домагоем Смольо) из Швейцарии. Художественная практика сосредоточена на исследовании интернет среды и цифровых реалиях, проекты зачастую бросают вызов устоявшимся системам и механизмам взаимодействия в обществе. Работы медиа художников выставлялись в галереях и музеях Великобритании, России, Ирана, Китая, Литвы, Словении, Франции, Швейцарии. Обладатели премий Swiss Art Award, Migros New Media Award, а также почетного упоминания премии Prix Ars Electronica. Модератор встречи — Анна Титовец. Независимый куратор в области искусства новых медиа, медиа/видеохудожник. Основатель и программный директор фестиваля аудиовизуальных экспериментов и медиаискусства Plums Fest (c 2008), куратор и программный директор фестиваля цифрового видеоарта Pixels Fest (Екатеринбург, 2019-2020), сокуратор фестиваля науки, искусства и технологий «Политех» (Москва, 2015-2018), приглашенный куратор фестиваля технологического искусства Ars Electronica (Линц, 2015), фестиваль полнокупольного искусства Dimensions (Калуга, 2013). С 2019 года работает над созданием первого в России музея Криптографии (рабочее название) в качестве приглашенного куратора и креативного директора экспозиции.
24 апреля, 17:45 — 18:45 Дорогие друзья! Лекция Дарьи Пархоменко отменена. Приносим извинения за доставленные неудобства.
24, апреля 19:00 — 20:00 Участие бесплатное и по регистрации. Большие данные, биотехнологии, искусственный интеллект и социальные сети — вот некоторые примеры научных исследований и технологических достижений, которые влияют на каждого нас. Искусство с древних времен и вплоть до настоящего времени было средством отображения актуальных вопросов социальной, политической и культурной значимости. Но как насчет художников, которые не просто репрезентируют текущие явления, но и делают попытки непосредственного вмешательства в социокультурные процессы? На лекции швейцарский теоретик искусства и куратор Музея электронных искусств (Базель) Борис Магрини проанализирует ряд медиа-арт работ, в которых, художники, благодаря специфическому использованию новых технологий, стремятся вывести произведения искусства за пределы простой репрезентативности и совершают намеренную интервенцию в социальную ткань общества. Борис Магрини — доктор философских наук, куратор HeK Basel (Швейцария). Куратор выставок и междисциплинарных проектов, задача которых стать площадкой для диалога искусства и науки. Среди них: Entangled Realities — Living with Artificial Intelligence (HeK, Basel, 2019), Grounded Visions: Artistic Research into Environmental Issues (ETH, Zurich, 2015–2016), and Mutamenti (Bellinzona, 2007). Является автором статей и научных публикаций в изданиях и периодике по современному искусству, автор книги «Противостояние машине» (Берлин / Бостон: de Gruyter, 2017), в которой он исследует традиционные нарративы, раскрывающие связи художественного производства с технологиями и обществом, и предлагает нетрадиционный взгляд на историю цифрового искусства.
25 апреля, 12:00 — 14:00 Участие бесплатное и по регистрации. Мы живем в мире фотографий, обмениваемся ими каждый день, публикуем их в соцсетях. Иногда мы пересылаем что-то, даже не задумываясь, реальное ли это фото или фейк. Любая фотография хранит информацию не только о камере, на которую она была сделана, но даже и о месте. Как анализировать фотографии? Что можно узнать о снимке и его авторе? Какие есть сервисы и способы проверить подлинность изображения или подписи к ним? Это можно будет узнать на воркшопе проекта «The Earth Is Flat — Как читать медиа?», который пройдет 25 апреля в рамках «Data CTRL Centre» — проекта Гете-Института в экспозиции EMA EXPO 2021 в Образовательном центре MMOMA. Участники мастер-класса также смогут посмотреть на себя со стороны и узнать, какой цифровой след они оставляют в интернете. Приглашаем ребят 12-17 лет. Ведущая Ирина Ходырева — эксперт-тренер проекта, медиа-продюсер, куратор образовательных проектов Большого фестиваля мультфильмов и open-air фестиваля анимации «Бессонница», координатор мультимедийного контента Музея криптографии.
28 апреля, 19:00 Участие бесплатное и по регистрации. Experimental Music and Art (EMA) Expo 2021 — проект, в котором 11 художников из Швейцарии, Германии, Аргентины и России изучают актуальные аспекты социальной повестки через язык звука, цифрового и технологического искусства. Художественные объекты проекта — скульптура, диджитал-, саунд- и био-арт — присутствуют в пространстве ММОМА в форме как реального, так и виртуального воплощения. Образовательный центр музея выступает в роли звукового поля и информационного пространства, а зритель станет частью процесса трансформации цифрового мира в мир физический, ограниченный стенами здания. На кураторской экскурсии с Глебом Глонти мы подробно поговорим о ключевой теме проекта и разберем работы всех участников.
8 мая, 18:00 — 19:00 Участие бесплатное и по регистрации. На встрече мы совершим виртуальную прогулку по мастерской художника: посмотрим на его рабочее пространство, узнаем, какие именно инструменты используются при создании проектов и над чем автор трудится сейчас. Поговорим о том, что волнует художника и какие темы он исследует в своем творчестве. Событие пройдет на английском языке на платформе Zoom.
Технический партнер
по визуальным решениям ![]() Технический партнер
по аудио решениям ![]() Технический партнер
по мультимедиа решениям ![]() Техническое
продюсирование проекта ![]() Международный партнер
![]() При поддержке
![]() Архитектурное и дизайн
решение проекта ![]() |
|
|
Образовательная программа в рамках проекта «‘А вы умеете так?’ Выставка о том, как танцовщица стала художницей, и о других приключения Александры Корсаковой»
Образовательный центр ММОМА (Ермолаевский переулок, 17) Программа состоит из двух блоков: научно-теоретического и популярно-интерактивного. В первую часть входят дискуссии, встречи-семинары с экспертами, кураторские тематические и обзорные экскурсии для сборных групп. Во второй части программы запланированы научно-популярные лекции, ридинг-группы, мастер-классы. Программа будет дополняться, следите за новостями на сайте и в наших социальных сетях. |
|
|
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ КАТИ ВОЛКОВОЙ В ММОМА
Образовательный центр ММОМА (Ермолаевский переулок, 17) |
|
|
Образовательная программа в рамках выставки Андрея Дюди Сарабьянова «Там, где сердце»
Гоголевский бульвар, 10/1 В рамках выставки мы подготовили для вас образовательную программу, которая включает в себя кураторские экскурсии, встречу с художником, мастер-класс и разговоры об искусстве. |
|
|
«Вдоль гор и моря». Голосовые практики на выставке Андрея Дюди Сарабьянова
Гоголевский бульвар, 10/1 Знакомство с искусством может быть разным. Чаще оно происходит в тишине. А что если ее нарушить? |
|
16:00
|
ДИСКУССИЯ «САМЫЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ СОЮЗ?» РАЗГОВОР О ТРАДИЦИОННЫХ И НОВАТОРСКИХ ФОРМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАНЦА И МУЗЫКИ CONTEXT. ММОМА X DIANA VISHNEVA И ИНСТИТУТ ТЕАТРА
Образовательный центр ММОМА, Ермолаевский переулок, 17 |
|
19:00
|
Кураторская экскурсия по выставке «Фрагмент большой диагонали»
Гоголевский бульвар, 10/2 |
|
|
Live performance Романа Головко в Музее Сидура в рамках выставки «Скрытые категории»
Музей Сидура, Новогиреевская 37А 8 июня в 19:30 художник Роман Головко проведёт саунд-арт перформанс в Музее Сидура в рамках завершения выставки «Скрытые категории». Попасть на мероприятие можно по входному билету на выставку и предварительной регистрации. |