19
февраля
2023
|
-
|
28
мая
2023
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В РАМКАХ ВЫСТАВКИ «ДИАЛОГ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XX-XXI ВЕКОВ»
В рамках выставки «Диалог во времени и пространстве. Отечественное искусство ХХ — ХХI веков» подготовлена обширная публичная образовательная программа, включающая в себя лекции, public-talk. Лекции пройдут в гибридном формате — как очно, в ММОМА на Петровке, так и онлайн на платформе webinar. Участие бесплатное, по предварительной регистрации и входному билету в музей.
Концепция образовательной программы: соотношение глобального и локального, личного и контекстуального, методологического и содержательного — сюжеты, лежащие в основе концепции. Мы обсудим соотношение между философской практикой и визуальным содержанием произведения искусства, идентичность культурного ландшафта, традиции и современность уральской школы, взаимовлияние художественного и креативного наследия, индустриальную память и собственную история художников, разницу восприятий арт-высказываний бумерами, миллениалами и зуммерами. Итогом событий данной образовательной программы видится создание обширного представления как об уральской ветви отечественного искусства, так и соотнесённых с ним направлений философии, арт-критики и креативных индустрий для всесторонней аналитики актуальных смыслов.
Artist-talk с Александром Шабуровым Легенды уральского авангарда, какими я их знал («Уктусская школа», Н. Федореев, Б. У. Кашкин, Е. Арбенёв, В. Жуков и другие) 28 мая 2023 17:00—18:30 (московское время), 19:00—20:30 (екатеринбургское время) Формат: гибридный, очно на Петровке 25 и онлайн на Webinar.ru
Бальный зал на Петровке, 25
РЕГИСТРАЦИЯ
Почему «Уктусская школа» называется Уктусской, и кто сообщил Кабакову неизвестный ему до этого термин «концептуализм»? Какие работы просили снять с первой в Свердловске выставки без обычного тогда выставкома и почему? Зачем Б. У. Кашкин раздавал прохожим разрисованные руками его безымянных помощников досочки и раскрашивал помойки? В чем смысл поминутного дневника, которые Евгений Арбенев ведёт всю свою жизнь? Как Владимир Жуков делал выставки из кирпичей и придумал «окказионализм»? Зачем Александр Голиздрин объявил себя Ихтиандром Ботанического района и чуть было не попал под суд? Для чего Вадим Месяц переливал воду из Чёрного моря в Белое?
Обо всем этом автор расскажет в простой и увлекательной форме, поскольку был знаком с данными художниками лично и был их первым популяризатором. Кроме большого количества архивных фотографий и работ художников, будут показаны уникальные видеозаписи разговоров с ними.
Вход на данное событие по регистрации и входному билету в музей.
Спикер: Александр Шабуров — художник, участник группы «Синие носы», преподаватель Школы дизайна Высшей школы экономики и Школы мультимедийных искусств им. А. Родченко. Участник Венецианской, Московской, Уральской, Стамбульской, Пражской и др. биеннале современного искусства, член группы «Синие носы», чьи работы хранятся в Третьяковке, Русском музее, ММСИ, МММИ, Центре искусств Жоржа Помпиду, Музее Людвига, МАКе, Киасме, Постфураме и др. Ведущий национальной премии Кандинского в области современного искусства (2007, 2008). Лауреат премии Губернатора Свердловской области и Всероссийской литературной премии им. П. П. Бажова (2016).
Лекция «Точка притяжения - Урал. Кураторские и художественные практики»
4 июня 2023 17:00—18:30 (московское время), 19:00—20:30 (екатеринбургское время) Формат: гибридный, очно на Петровке 25 и онлайн на Webinar.ru Бальный зал на Петровке, 25
РЕГИСТРАЦИЯ
Яркой особенностью представителей уральской школы является не только создание арт-проектов, но и активная работа на пересечении художественной и кураторской деятельности в сфере проектов современного искусства. В рамках лекции мы последовательно разберём эту особенность применительно к анализу творчества Анастасии Богомоловой, Сергея Потеряева, Владимира Селезнева. Все трое являются заметными акторами уральской художественной сцены, работы которых в качестве художников в области современного искусства ничем не уступают их кураторским проектам.
Спикер: Кристина Горланова - художник, куратор, заведующий Уральским филиалом Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Екатеринбурге. Куратор программы арт-резиденций 5й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2018–2020). Участвовала в таких групповых проектах, как «Жизнь других» (Музей советского наива, Пермь, 2014), «Передовая передового. На стройке новой жизни Урала» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2016), «Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала» (Государственный центр современного искусства, Москва, 2017) и «Все не то, чем кажется» (Музейный комплекс им. И. Я. Словцова, Тюмень, 2019), Триеннале российского современного искусства (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2020). Основатель и куратор программы арт-резиденций «Новые истории Екатеринбурга» для художников, работающих c фотографией (2016–2020).
Прошедшие мероприятия:
Public-talk «Искусство и философия: что было, что есть, что будет?»
Бальный зал на Петровке, 25
19 февраля в 17:00-18:30 (московское время), 19:00-20:30 (екатеринбургское время)
РЕГИСТРАЦИЯ
В ходе события мы обсудим, насколько классическая гегелевская эстетика и постулаты марксизма остаются релевантными экономическим трансформациям арт-мира сегодня. Увидим, как представление о медиум-специфичности и смысле трактуется в новых медиа публичными интеллектуалами и авторами Telegram-каналов. Сравним, как философия объясняет содержание произведений искусства и какие неожиданные трактовки могут существовать на пересечении этих дисциплин.
Спикеры: Дмитрий Гутов, Игорь Чубаров, Вадим Ветерков
Подробнее о выставке
Лекция «Уральская школа»
5 марта в 14:00—15:30 (московское время), 16:00—17:30 (екатеринбургское время) Онлайн, через платформу Webinar.ru
РЕГИСТРАЦИЯ
В ходе лекции предлагается рассмотреть базовые вехи становления уральской школы применительно как к советскому периоду, так и событиям после перестройки и современному состоянию в контексте истории как Свердловска, так и Екатеринбурга. Сложная и многообразная сеть взаимодействий между андерграундом и культурными институциями — один из «фирменных знаков» уральской арт-сцены, который интересно проанализировать применительно к различным культурным институциям и кластерам (например, «Ельцин-центр»). Наряду с этим предлагается рассмотрение одной из ключевой тем локальной идентичности региона — производственной темы, представленной как на полотнах представителей «сурового стиля», так и ставшей широко известной благодаря Индустриальной биеннале современного искусства в том числе применительно к связи с искусством 1970–1980-х годов (с отражением темы как у «официальных» художников, так и нонконформистов). Онлайн, через платформу Webinar.ru
Лектор: Тамара Галеева — кандидат искусствоведения, доцент, заведующая сектором русского искусств Екатеринбургского музея изобразительных искусств, заведующая лабораторией экспертизы и реставрации Уральского федерального университета.
Подробнее о выставке
Лекция «Уральская школа»
Бальный зал на Петровке, 25
11 марта 2023 года, в 17:00—18:30 (московское время), 19:00—20:30 (екатеринбургское время)
РЕГИСТРАЦИЯ
В ходе встречи планируется обсудить соотношение локального и глобального в контексте персонального профессионального становления применительно к темам, занимающим важное место для самого художника — уральской идентичности, народного творчества, фольклора и «наивного» искусства, аномальных событий, природных явлений, и, конечно же, темы индустриального (автор родился и вырос вблизи металлургического завода). Поговорим и о проекте «Заброшенные утопии» — исследовании закрытого завода в Верхотурье, созданного на основе архивных документов, личного общения с бывшими рабочими конькового завода в пространстве культурной памяти.
Спикер: Леонид Тишков — художник, книжный график, куратор.
Подробнее о выставке
Лекция «Креативное наследие Урала: история и современность»
19 марта в 17:00—18:30 (московское время), 19:00—20:30 (екатеринбургское время)
Онлайн, через платформу Webinar.ru
РЕГИСТРАЦИЯ
Наследие Урала — его индустриальные артерии и сердце не кануло в прошлое, став историей, но и является активной созидательной средой настоящего. Креативные предприниматели этого региона, ярким представителем которых является агентство 1732 и его директор Ян Кожан, сегодня создают новый культурный код, приобщая к его созданию и жителей, и всех интересующихся индустриальной тематикой.
Драйвером для этих событий является туристическая отрасль, играющая важную роль в развитии территорий средствами современной культуры. Во время события планируется обсудить как наследие Урала, так и его современное положение применительно к социокультурной и экономической составляющей в целях развития креативных индустрий России.
Лектор: Ян Кожан — со-основатель Агентства развития территорий 1732, лидер проекта Лето на Заводе, социальный инженер и креативный предприниматель.
Подробнее о выставке
Арт-тур со Степаном Ванеяном по выставке «Диалог во времени и пространстве. Отечественное искусство ХХ — ХХI веков»
23 апреля в 17:00—18:30
РЕГИСТРАЦИЯ
Взаимодействие с искусством лицом к лицу, с глазу на глаз — одно из условий партиципаторного диалога, создающего интерпретацию смысла, близкую тому, кто созерцает произведение искусства. В этом основополагающее значение современного искусства, первостепенно аппелирующего к персональному опыту, а уже после — к знаточеству и искусствоведческим нарративам. Коллективный же тур даёт возможность обмена смыслами, впечатлениями и эмоциями между различными его участниками. Вместе с ведущим арт-тура в событие добавляется глубокий теоретический контекст, позволяющий всем участникам события создать наиболее обширное представление о выставочных концепциях применительно к их собственному глубокому опыту. В обозначенном ракурсе и планируется данный тур.
Ведущий тура: Степан Ванеян — доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; заведующий отделом теории искусства НИИ Российской академии художеств, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Лекция «Уральские истории художников, которые нужно знать»
14 мая 2023 17:00—18:30 (московское время), 19:00—20:30 (екатеринбургское время)
РЕГИСТРАЦИЯ
Формат: гибридный, очно на Петровке 25 и онлайн на Webinar.ru Разнообразие творческих позиций в диалоге локального и глобального — общий тренд развития как международных выставочных проектов, так и отечественной арт-среды. Глобальное направление деятельности в сфере современного искусства проявляет себя в знании трендов, направлений и концепций визуального языка, а локальное оперирует с коллективной и личной памятью и идентичностью. Вне противопоставления этих сфер в современной культурных индустриях существует понятие (г)локального, аппелирующего к содержанию каждого из этих направлений.
Вход на данное событие по регистрации и входному билету в музей.
Спикер: Юлия Борзенкова — арт-директор Галереи Синара Арт, куратор, эксперт Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара по формированию выставки «Диалог во времени и пространстве. Отечественное искусство XX–XXI века», представленной в Московском музее современного искусства.
Лекция «Точка притяжения - Урал. Кураторские и художественные практики»
4 июня 2023 17:00—18:30 (московское время), 19:00—20:30 (екатеринбургское время) Формат: гибридный, очно на Петровке 25 и онлайн на Webinar.ru Бальный зал на Петровке, 25
РЕГИСТРАЦИЯ
Яркой особенностью представителей уральской школы является не только создание арт-проектов, но и активная работа на пересечении художественной и кураторской деятельности в сфере проектов современного искусства. В рамках лекции мы последовательно разберём эту особенность применительно к анализу творчества Анастасии Богомоловой, Сергея Потеряева, Владимира Селезнева. Все трое являются заметными акторами уральской художественной сцены, работы которых в качестве художников в области современного искусства ничем не уступают их кураторским проектам.
Спикер: Кристина Горланова - художник, куратор, заведующий Уральским филиалом Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Екатеринбурге. Куратор программы арт-резиденций 5й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2018–2020). Участвовала в таких групповых проектах, как «Жизнь других» (Музей советского наива, Пермь, 2014), «Передовая передового. На стройке новой жизни Урала» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2016), «Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала» (Государственный центр современного искусства, Москва, 2017) и «Все не то, чем кажется» (Музейный комплекс им. И. Я. Словцова, Тюмень, 2019), Триеннале российского современного искусства (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2020). Основатель и куратор программы арт-резиденций «Новые истории Екатеринбурга» для художников, работающих c фотографией (2016–2020).
|
|