ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В РАМКАХ ВЫСТАВКИ «ДИАЛОГ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО XX-XXI ВЕКОВ»
В рамках выставки «Диалог во времени и пространстве. Отечественное искусство ХХ — ХХI веков» подготовлена обширная публичная образовательная программа, включающая в себя лекции, public-talk. Лекции пройдут в гибридном формате — как очно, в ММОМА на Петровке, так и онлайн на платформе webinar. Участие бесплатное, по предварительной регистрации и входному билету в музей.
Концепция образовательной программы: соотношение глобального и локального, личного и контекстуального, методологического и содержательного — сюжеты, лежащие в основе концепции. Мы обсудим соотношение между философской практикой и визуальным содержанием произведения искусства, идентичность культурного ландшафта, традиции и современность уральской школы, взаимовлияние художественного и креативного наследия, индустриальную память и собственную история художников, разницу восприятий арт-высказываний бумерами, миллениалами и зуммерами. Итогом событий данной образовательной программы видится создание обширного представления как об уральской ветви отечественного искусства, так и соотнесённых с ним направлений философии, арт-критики и креативных индустрий для всесторонней аналитики актуальных смыслов.
Public-talk «Искусство и философия: что было, что есть, что будет?»
Бальный зал на Петровке, 25
19 февраля в 17:00-18:30 (московское время), 19:00-20:30 (екатеринбургское время)
РЕГИСТРАЦИЯ
В ходе события мы обсудим, насколько классическая гегелевская эстетика и постулаты марксизма остаются релевантными экономическим трансформациям арт-мира сегодня. Увидим, как представление о медиум-специфичности и смысле трактуется в новых медиа публичными интеллектуалами и авторами Telegram-каналов. Сравним, как философия объясняет содержание произведений искусства и какие неожиданные трактовки могут существовать на пересечении этих дисциплин.
Спикеры: Дмитрий Гутов, Игорь Чубаров, Вадим Ветерков
Подробнее о выставке
Лекция «Русское, советское, уральское: современное искусство в контексте глобальных и локальных идентичностей»
26 февраля 17:00-18:30 (московское время), 19:00-20:30 (екатеринбургское время)
Онлайн, через платформу Webinar.ru
РЕГИСТРАЦИЯ
На лекции речь пойдет об эпизодах истории современного искусства СССР/России в контексте идентичности: как художник определял себя в связи с локальным положении, связанным с городом или регионом рождения или проживания. И как этот контекст впоследствии мог быть вписан в глобальную историю искусства, в которой едва ли различимы региональные идентичности.
Лектор: Сергей Попов — галерист, куратор, историк искусства. Был научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи. С 2000 года преподает историю современного искусства и дисциплины, связанные с функционированием арт-рынка, в государственных и частных учебных заведениях России. В 2004 году основал в Москве галерею pop/off/art, которой руководит с момента основания. С 1992 года опубликовал более 200 статей о современном искусстве. Автор книги «Всегда другое искусство. История современного русского искусства» (М., изд. WAM, 2010).
Подробнее о выставке
Лекция «Уральская школа»
5 марта в 14:00—15:30 (московское время), 16:00—17:30 (екатеринбургское время) Онлайн, через платформу Webinar.ru
РЕГИСТРАЦИЯ
В ходе лекции предлагается рассмотреть базовые вехи становления уральской школы применительно как к советскому периоду, так и событиям после перестройки и современному состоянию в контексте истории как Свердловска, так и Екатеринбурга. Сложная и многообразная сеть взаимодействий между андерграундом и культурными институциями — один из «фирменных знаков» уральской арт-сцены, который интересно проанализировать применительно к различным культурным институциям и кластерам (например, «Ельцин-центр»). Наряду с этим предлагается рассмотрение одной из ключевой тем локальной идентичности региона — производственной темы, представленной как на полотнах представителей «сурового стиля», так и ставшей широко известной благодаря Индустриальной биеннале современного искусства в том числе применительно к связи с искусством 1970–1980-х годов (с отражением темы как у «официальных» художников, так и нонконформистов). Онлайн, через платформу Webinar.ru
Лектор: Тамара Галеева — кандидат искусствоведения, доцент, заведующая сектором русского искусств Екатеринбургского музея изобразительных искусств, заведующая лабораторией экспертизы и реставрации Уральского федерального университета.
Подробнее о выставке
Лекция «Уральская школа»
Бальный зал на Петровке, 25
11 марта 2023 года, в 17:00—18:30 (московское время), 19:00—20:30 (екатеринбургское время)
РЕГИСТРАЦИЯ
В ходе встречи планируется обсудить соотношение локального и глобального в контексте персонального профессионального становления применительно к темам, занимающим важное место для самого художника — уральской идентичности, народного творчества, фольклора и «наивного» искусства, аномальных событий, природных явлений, и, конечно же, темы индустриального (автор родился и вырос вблизи металлургического завода). Поговорим и о проекте «Заброшенные утопии» — исследовании закрытого завода в Верхотурье, созданного на основе архивных документов, личного общения с бывшими рабочими конькового завода в пространстве культурной памяти.
Спикер: Леонид Тишков — художник, книжный график, куратор.
Подробнее о выставке
Лекция «Креативное наследие Урала: история и современность»
19 марта в 17:00—18:30 (московское время), 19:00—20:30 (екатеринбургское время)
Онлайн, через платформу Webinar.ru
РЕГИСТРАЦИЯ
Наследие Урала — его индустриальные артерии и сердце не кануло в прошлое, став историей, но и является активной созидательной средой настоящего. Креативные предприниматели этого региона, ярким представителем которых является агентство 1732 и его директор Ян Кожан, сегодня создают новый культурный код, приобщая к его созданию и жителей, и всех интересующихся индустриальной тематикой.
Драйвером для этих событий является туристическая отрасль, играющая важную роль в развитии территорий средствами современной культуры. Во время события планируется обсудить как наследие Урала, так и его современное положение применительно к социокультурной и экономической составляющей в целях развития креативных индустрий России.
Лектор: Ян Кожан — со-основатель Агентства развития территорий 1732, лидер проекта Лето на Заводе, социальный инженер и креативный предприниматель.
Подробнее о выставке
Public-talk «Путь художника VS путь куратора»
26 марта в 17:00—18:30 (московское время), 19:00—20:30 (екатеринбургское время)
Онлайн, через платформу Webinar.ru
РЕГИСТРАЦИЯ
Пути кураторства — один из нарративов современного кураторства, заданный Хансом Ульрихом Обристом как метод профессиональной рефлексии о фигуре куратора в арт-мире. При этом куратор существует в контексте, который во многом влияет на его мировоззрение и определяет тематику проектов.
Индустриальный контекст и производственная тема — одна из визитных карточек искусства, берущего исток в Уральском регионе. Как эта тема раскрывается в художественной практике и какие стратегии возможны в кураторском исследовании? Насколько теоретический контекст определяет культурный ландшафт? Каково совмещать художественную практику с кураторской? Обо всем этом поговорим с Владимиром Селезневым и Кристиной Горлановой.
Спикеры: Владимир Селезнёв — художник, куратор, работал в Доменном цехе Нижнетагильского металлургического комбината сварщиком. Организатор и участник арт-группы Zer Gut (2001–2005). С февраля 2005 года являлся куратором художественных проектов Центра действия «Н. О. Г. А." (Екатеринбург). С ноября 2006 года по апрель 2019 года куратор Уральского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ-РОСИЗО). В 2017 и 2019 году был куратором специальных проектов Уральской биеннале. Произведения находятся в коллекциях Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Государственного центра современного искусства (Москва), Музея современного искусства ПЕРММ (Пермь), Stadtgalerie (Киль, Германия).
Кристина Горланова — художник, куратор, заведующий Уральским филиалом Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Екатеринбурге. Куратор программы арт-резиденций 5й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (2018–2020). Участвовала в таких групповых проектах, как «Жизнь других» (Музей советского наива, Пермь, 2014), «Передовая передового. На стройке новой жизни Урала» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2016), «Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала» (Государственный центр современного искусства, Москва, 2017) и «Все не то, чем кажется» (Музейный комплекс им. И. Я. Словцова, Тюмень, 2019), Триеннале российского современного искусства (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2020). Основатель и куратор программы арт-резиденций «Новые истории Екатеринбурга» для художников, работающих c фотографией (2016–2020).
Модератор: Алексей Масляев — куратор, преподаватель. Заведующий сектором по научно-методической работе образовательного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА), куратор Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow. Номинант Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинациях «Кураторский проект» и «Региональный проект»; номинант премии Сергея Курехина в области современного искусства в номинации «Лучший кураторский проект».
Подробнее о выставке
Лекция «Новый тип художника в современном мире: между коллекционером, хайпом и знаточеством»
Бальный зал на Петровке, 25
16 апреля в 17:00—18:30 (московское время), 19:00—20:30 (екатеринбургское время)
РЕГИСТРАЦИЯ
Современное искусство и культура — пластичная форма понимания и трактовки мира, отвечающая на изменение каналов коммуникации и визуальных сред — от интернета, телевидения и онлайн-шоу. В этой среде справедливо возникает вопрос: как донести изощрённые интеллектуальные смыслы, без популизма и занудства как двух крайностей? Как говорить о важных темах с учётом разницы восприятия между бумерами, миллениалами и зуммерами? Как трактовать экспозиционные смыслы в новых выставочных стратегиях, тотально уходящих в онлайн? Все эти вопросы планируется проблематизировать для рефлексивного рассмотрения выставочного высказывания и смыслов, поднимаемых проектом, к которому и приурочена данная образовательная программа.
Лектор: Кирилл Алексеев — искусствовед, теоретик и историк искусства, кандидат философских наук, с 2007 года по 2013 год — хранитель и старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, Отдела новых и новейших течений. С 2017 по 2018 — руководитель образовательного отдела Музеев Москвы и директор его филиала — формировавшегося в тот момент музея В. Гиляровского. С 1998 по 2018 год — доцент кафедры истории искусства в МГТУ им. А. Н. Косыгина С 2018 года — доцент РГГУ кафедры современного искусства и кино; с 2009 года — преподаватель истории рынков искусства на Винзаводе (Школа коллекционеров и экспертов). С 2013 года — преподаватель бизнес-школы RMA по специальности «Арт-менеджмент». Эксперт по формированию трех корпоративных коллекций на территории РФ.
Подробнее о выставке
|