Сны для тех, кто бодрствует
Пятая тематическая экспозиция коллекции Московского музея современного искусства
Кураторы/авторы экспозиционного решения: Андрей Егоров (Заведующий Научным отделом MMOMA) Выставочный дизайн: Сергей Ситар Экспозиция удостоена Премии Правительства Москвы в области культуры 2014 г. в номинации «За лучший реализованный проект» и отмечена специальным дипломом «За эффективный творческий поиск» международного фестиваля «Интермузей 2014». С 1 марта по 4 ноября 2013 г. в Московском музее современного искусства прошла очередная тематическая экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует», целиком занявшая второй этаж главного здания музея на Петровке, 25. Инициированная в 2009 г. программа сменных тематических экспозиций является важной особенностью выставочной политики MMOMA. Каждый такой проект становится ожидаемым событием культурной жизни столицы. Формат ротируемой экспозиции позволяет демонстрировать различные грани внушительной музейной коллекции, ставить интересные научные и образовательные задачи, придумывать и внедрять оригинальные экспозиционные решения (рассчитанные на посетителей с различным уровнем подготовки, детскую и юношескую аудиторию). Кураторами экспозиций выступают как научные сотрудники музея, так и авторитетные приглашенные специалисты. Закрывшаяся недавно экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует» (кураторы Андрей Егоров, Анна Арутюнян) стала уже пятым подобным проектом MMOMA. Она была посвящена кругу сюжетов, находящихся в поле актуальных междисциплинарных исследований визуальной культуры, ее истории и теории. Задача проекта заключалась в том, чтобы проанализировать закономерности зрительского восприятия, сосредоточившись на укоренной в западной культуре оппозиции «истинного» и «фантомного» образа. Другими словами, на конфликте между положительным, рациональным представлением об образе как прозрачном «окне в мир» и прямо противоположным отношением к визуальным подобиям как подозрительным или откровенно опасным плодам фантазии. Две эти психологические установки истолковывались как пребывающие в динамическом соотношении, меняющемся в зависимости от точки зрения. Обратимость была заложена и в названии проекта, которое восходит к диалогу Платона «Софист». В оригинальном контексте фраза «сны для тех, кто бодрствует» выступала иконоборческой метафорой художественного творчества — но, что характерно, метафорой оптической. Повествование экспозиции разворачивалось в четырнадцати разделах-главах, посвященных отдельным аспектам визуальной онтологии и риторики современного искусства: «Невинный глаз», «Стадия тени», «Парадокс изображений», «Изгибы перспективы», «Образ мыслей», «Магия фетиша», «Система навигации», «Хороший, плохой, злой», «Новая кунсткамера», «Идеологические фантазии», «Искусство памяти», «Рассказывая истории», «Миграция образов» и «Обмен взглядами». В экспозицию вошло около 70 работ российских художников — преимущественно из коллекции музея, включая как знаковые произведения, так и еще не экспонировавшиеся работы, а также новые приобретения. Отдельные работы были предоставлены художниками и галереями («Крокин галерея», «Триумф», «Риджина»). Основная часть произведений была создана за последние тридцать лет, хотя некоторые работы датировались и более ранним десятилетиями XX века. Существенно, что включенные в экспозицию произведения не были аранжированы согласно линейному хронологическому принципу, но свободно соседствовали друг с другом, образуя неожиданные сочетания и смысловые рифмы. Ключевой особенностью проекта «Сны для тех, кто бодрствует», его главным методологическим новшеством, можно считать наличие специальных «нехудожественных» экспонатов: оптических приспособлений (полномасштабная камера-обскура, старинные офтальмологические инструменты, микроскоп и др.), научных изображений (анатомические и географические атласы, космические фотографии NASA и др.) и артефактов (ископаемая окаменелость, автограф нотной партитуры А. Н. Скрябина и др.). Располагавшиеся во всех разделах экспозиции, кроме последнего, специальные экспонаты выступали своего рода мерилом научной достоверности и давали зрителю возможность соотнести работы современных художников с более широким контекстом визуальной культуры. Сложноустроенная система экспозиции раскрывалась для зрителя не только благодаря продуманному маршруту и оригинальному выставочному дизайну, но и тщательно разработанному текстовому аппарату, который включал экспликации к разделам, а также аннотации к произведениям и спецэкспонатам, выявляющие возможность их двойственного прочтения. Столь объемный корпус кураторских комментариев был использован в тематической экспозиции MMOMA впервые. Как профессионалы, так и обычные посетители отмечали содержательность, увлекательность и доступность всех сопроводительных текстов. В рамках экспозиции «Сны для тех, кто бодрствует» была реализована большая экскурсионно-образовательная программа, рассчитанная на различные возрастные группы. Специально для детской аудитории был разработан путеводитель «Сны наяву». В сентябре-ноябре 2013 г. экспозиция была включена в общегородскую музейную программу «Семейное путешествие», став частью маршрута для подростков 12-14 лет «Сто способов смотреть». MMOMA успешно представил экспозицию «Сны для тех, кто бодрствует» на главных общегородских культурных мероприятиях, в числе которых: День культурного наследия, «Ночь музеев», День города и «Ночь искусств». В сентябре 2013 г. пространство экспозиции стало местом проведения специальных проектов фестиваля «Территория», организованных Государственным Театром наций совместно с MMOMA. Экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует» заслужила положительные отзывы критиков и музейных профессионалов, отмечавших актуальность темы, жанровую уникальность проекта, удачные экспозиционные решения, интересные сочетания произведений и внимательное отношение к зрителю. Сергей Хачатуров: «Кураторы...точно выбрали сюжет, который обязывает считаться со зрителем не как со статистом чужого спектакля, а как с главным героем, вокруг которого все вертится... В целом экспозиция чем-то напоминает одновременно классическую кунсткамеру, и тотальную инсталляцию современного искусства. Умные, и в то же время читабельные комментарии кураторов, парадоксальные сюжетные ходы»; Дарья Курдюкова: «...проект касается всех болевых точек contemporary art. Не сетуя, не занудствуя — легко... оказывается построенным на полутонах диалогом, то серьезным, то ироничным»; Виктория Хан-Магомедова: «Проект “Сны для тех, кто бодрствует” можно рассматривать и как экспериментальную платформу для повышения интереса к современному искусству». Наконец, экспозиция «Сны для тех, кто бодрствует» пользовалась большим успехом у посетителей музея, в связи с чем было принято решение о ее продлении (изначальная дата закрытия — 29 сентября). Художники Невинный глаз: Дмитрий Пригов, Molitor & Kuzmin* Стадия тени: Марина Белова и Алексей Политов* Парадокс изображений: Группа «АЕС+Ф», Клавдий Лебедев, Айдан Салахова, Сергей Шутов Изгибы перспективы: Алексей Каллима, Вячеслав Колейчук, Александр Лабас, Тимофей Парщиков, Александр Родченко, Борис Смелов, Хаим Сокол*, Иван Чуйков, Юрий Шабельников, Образ мыслей: Никита Алексеев, Татьяна Ахметгалиева*, Валерий Герловин, Игорь Макаревич, Павел Пепперштейн Магия фетиша: Юрий Альберт, Анатолий Брусиловский, Илья Кабаков, Таус Махачева, Лев Мелихов, Анатолий Осмоловский, Виктор Пивоваров Система навигации: Франциско Инфанте, Кока Рамишвили, Ростан Тавасиев, Александр Якут Хороший, плохой, злой: Олег Васильев, Владислав Мамышев-Монро, Ирина Нахова Новая кунсткамера: Рубен Акбальян, Анна Броше, Андрей Волков, Сергей Горяев и Мария Красильникова, Сергей Денисов и Иван Колесников, Лариса Звездочетова*, Сергей Кобуладзе, Александр Лаврентьев, Николай Лаврентьев, Сергей Мильченко, группа «МишМаш»*, Александр Ней, Станислав Никиреев, Владимир Сидоров, Юрий Нолев-Соболев, Леонид Соков, Татьяна Соколова-Эпик, Леонид Тишков Идеологические фантазии: Алексей Беляев-Гинтовт, Георгий Кизевальтер, Елена Ковылина, Александр Родченко, Дмитрий Цветков Искусство памяти: Сергей Братков* Рассказывая истории: Влад Кульков, Таисия Короткова*, Рауф Мамедов, Май Митурич-Хлебников Миграция образов: Константин Звездочетов, Георгий Пузенков, Сергей Шеховцов Обмен взглядами: группа «Куда бегут собаки»* Пресса: |