|
|
Правительство Москвы Департамент культуры города Москвы Российская академия художеств Московский музей современного искусства
День открытых дверей. Особняк – гимназия – клиника – музей.
Тематическая экспозиция, приуроченная к 10-летию Московского музея современного искусства
Даты проведения: 16 декабря, 2009 – 16 мая, 2010
Адрес: Петровка 25
|
Авторы проекта — Музей и Юрий Аввакумов.
15 декабря 2009 года Московскому музею современного искусства исполняется 10 лет. Первый серьезный юбилей — повод подвести первые итоги. Наш творческий отчет — новая экспозиция, включающая более 200 произведений крупнейших российских художников из коллекции Музея. Эти работы, созданные за последние 20 лет, отражают все многообразие отечественного искусства 1989-2009 годов, его новых концептуальных решений и выразительных средств. Выставочный проект демонстрирует не только итоги собирательской деятельности Музея, но и ее стратегические приоритеты. За 10 лет мы обжились в нашем доме. Неизбежный период сопротивления старинного особняка выставкам актуального искусства завершился попыткой вступить в диалог. Главным героем новой экспозиции стало само здание Музея на Петровке, 25. Это здание в историческом центре Москвы пережило многократную смену эпох и предназначений: сначала оно было ОСОБНЯКОМ купца Михаила Павловича Губина и его наследников (1793 год — вторая половина XIX столетия); затем стало частной ГИМНАЗИЕЙ Франца Ивановича Креймана — одной из лучших в Москве (1880-1904); потом превратилось в КЛИНИКУ — Государственный институт физиотерапии и ортопедии (1920-1958); наконец, возродилось как Московский МУЗЕЙ современного искусства (с 1999 года). Деконструируя классический принцип единства места, времени и действия, новая экспозиция наслаивает друг на друга несколько этапов двухвековой истории здания и различные интенции искусства последних десятилетий. Наша цель — показать, как прошлое включается в жизнь последующих поколений, и сделать эти воображаемые пласты прозрачными. Архитектурное оформление залов и подбор произведений выявляют внутренние связи современных работ с проступающими одна сквозь другую историческими функциями тех или иных помещений. Например, в зале № 10 располагались сначала торговая контора Губина, затем гимназическая столовая, а потом водо- и тепло-лечебница клиники. Теперь в этом пространстве воплощена тема современного консьюмеризма в мегаполисе: работы художников (среди которых Яков Каждан, Александр Косолапов, Ирина Нахова, Леонид Соков, Марина Черникова и другие) отгорожены от зрителей фальш-стенами с окнами-витринами. А бывший Бальный зал (№ 21), где устраивались не только праздники, но и гимназические собрания, и врачебные консилиумы, сохраняет свое цельное пространство и заполняется произведениями Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Валерия Кошлякова, Олега Кулика, Тимура Новикова, Юрия Шабельникова, Сергея Шутова с их ироническими рефлексиями на тему Grand Art. В экспозиции нашли отражение и другие заметные тренды отечественной арт-сцены: темы тела и телесности, ностальгии и беспамятства, коммуникации и немоты, идентичности и глобализма, утопии и антиутопии, масс-медийных клише и культа отверженности, и прочее.
Среди отобранных для этого проекта произведений немало работ, которые впервые экспонируются в залах Московского музея современного искусства. Не раскрывая всех секретов, назовем лишь некоторые из них. Это «Спальня», Анны Желудь, «Танк» Ирины Кориной, «Прозрачность» Олега Кулика, «Голгофа» и «Лес» Тимура Новикова, «Хлеба» Анатолия Осмоловского, «Реставрация» Айдан Салаховой, «Мотоциклист» и «Кинозал» Сергея Шеховцова. Это видео групп АЕС+Ф и «Синий суп», Виктора Алимпиева, Владислава Мамышева-Монро, Ростана Тавасиева. Это вещи Никиты Алексеева, Константина Батынкова, Александра Бродского, Вадима Захарова, Франциско Инфанте, Виталия Комара и Александра Меламида, Андрея Монастырского, Гоши Острецова, группы «ПГ», Павла Пепперштейна, Николая Полисского, «Синих носов», Леонида Тишкова и еще многих известных художников. Пространства, которые когда-то были комнатами особняка, гимназическими классами или палатами больницы, а теперь стали залами музея, свободно перетекают друг в друга. Межкомнатные двери сняты с петель, они больше не являются преградой и символизируют абсолютную открытость сегодняшнего художественного процесса. В том числе — и прошлому, которое не уходит бесследно. Чтобы зритель смог ощутить в залах и коридорах дыхание прошедших столетий, уловить смутные очертания здешнего гения места, мы попытались воссоздать не только образ, но и звуковой фон, сопровождавший жизнь дома на протяжении двух с лишним веков. Голоса прошлого вновь слышны в старинных стенах, наполняя пространство особняка новым ощущением жизни. В этой особенной атмосфере самые радикальные высказывания современных художников обретают неожиданный (на первый взгляд) бэкграунд и твердую почву под ногами.
Статья Бориса Гройса «Московский романтический концептуализм»
Видео, представленное в экспозиции.


|