Фонды
Избранные произведения
Тематические экспозиции
Коллекция. Точка обзора
Специальные проекты
Коллекция в регионах
 
Тематические экспозиции

С 2009 года MMOMA одним из первых в нашей стране стал демонстрировать свою внушительную и разнообразную коллекцию посредством сменных тематических экспозиций, а также специальных проектов. Показы избранных произведений из музейного собрания, каждый раз слагающихся в новое увлекательное повествование, проходят регулярно — в среднем ежегодно — в главном здании музея на Петровке. Их кураторами выступают как научные сотрудники MMOMA, так и приглашенные специалисты.

Практика сменных тематических экспозиций является важной отличительной особенностью выставочной политики MMOMA. Она не только обеспечивает постоянную ротацию экспонатов, представляющих различные сегменты музейной коллекции, но и позволяет интенсивнее проводить исследовательскую работу, переосмыслять историю современного российского искусства, провоцируя его новые интерпретации, а также придумывать и внедрять нетрадиционные экспозиционные решения, в том числе рассчитанные на посетителей с различным уровнем подготовки, детскую и юношескую аудиторию.

1  2
6 июля — 26 сентября, 2021

Московский музей современного искусства представляет очередную, десятую по счету тематическую экспозицию своей коллекции, которая на этот раз посвящена новым приобретениям и дарам.

19 ДЕКАБРЯ 2019 - 13 СЕНТЯБРЯ 2020

Планируя свой визит, не забудьте ознакомиться с правилами посещения музея

Московский музей современного искусства представляет юбилейную выставку, приуроченную к своему ХХ-летию. Проект «MMOMA 99/19» объединил 20 профессионалов из разных областей науки и культуры — от режиссеров и музыкантов до врачей, ученых и рестораторов. Под руководством кураторской группы ММОМА они предложили особый взгляд на обширное музейное собрание отечественного искусства в разрезе своей профессиональной деятельности.

22.02 — 01.04.2018

Московский музей современного искусства продолжает знакомить зрителей со своей обширной коллекцией и представляет новую экспозицию «Персональный подход» — специальный проект в рамках долгосрочной серии тематических показов работ из фондов, которая была запущена в 2009 году.

2 июля — 27 сентября, 2016

ММОМА вновь открывает экспозицию, которая познакомит зрителей с обширным собранием искусства ХХ-ХХI веков из музейных фондов. На этот раз выставка станет результатом взаимодействия с коллекцией музея одиннадцати приглашенных художников и художественных групп.

16 декабря 2014 - 6 сентября 2015

(2014-2015, кураторы В. Церетели, А. Егоров, А. Арутюнян)

Масштабный проект, задуманный директором MMOMA Василием Церетели к 15-летию музея, осмысляет перипетии художественной жизни в России, а также вехи пока еще недолгой музейной истории через тему времени — причем не только подводит некоторые итоги, но и устремляется за горизонт сегодняшнего дня. Художники здесь оказываются оракулами, изрекающими туманные пророчества, а их произведения напоминают о традиции «печений с предсказаниями» — отсылая одновременно к прошлому, настоящему и будущему, они воспринимаются как зашифрованные послания, резонирующие сквозь десятилетия. Экспозиция разворачивается хронологически, но отнюдь не линейно: рифмующиеся между собой работы художников разных поколений, соседствуя в залах музея, тематизируют череду ключевых, судьбоносных эпизодов в отечественной истории искусства XX-XXI вв. В экспозицию также входят специальные разделы, знакомящие с деятельностью MMOMA: это залы «отрытого хранения» живописи, графики и скульптуры, просторная библиотека, впервые публично презентующая музейное собрание научных книг, комнаты, посвященные значимым событиям музейной жизни и занимательной статистике.

1 МАРТА - 29 СЕНТЯБРЯ, 2013 / ПРОДЛЕНА ДО 4 НОЯБРЯ, 2013

(2013, кураторы А. Егоров, А. Арутюнян)

Экспозиция отмечена специальным дипломом «За эффективный творческий поиск» международного фестиваля «Интермузей 2014».

Пятая тематическая экспозиция коллекции MMOMA — междисциплинарный проект, который исследовал закономерности восприятия отечественного современного искусства сквозь призму оппозиции «истинного» и «фантомного» образа. Точкой отсчета стал архетипический конфликт между положительным представлением об образе как прозрачном «окне в мир» и противоположным отношением к визуальным подобиям как опасным плодам фантазии. В четырнадцати разделах были затронуты актуальные проблемы репрезентации и памяти, соотношения образа и текста, фетишизации художественного продукта, институциональной критики. Впервые в подобную экспозицию были включены «нехудожественные» экспонаты, ставшие ее важным дополнением: оптические приспособления, научные изображения и артефакты из собраний естественнонаучных музеев, архивов и библиотек. Служившие своего рода эталонами достоверности, они давали зрителю возможность соотнести работы современных художников с более широким контекстом визуальной культуры.

25 ноября, 2011 — 29 июля, 2012

(2011-2012, куратор Д. Озерков)

В центре новой, четвертой по счету экспозиции, реализованной в сотрудничестве с известным петербургским куратором Дмитрием Озерковым, оказался разговор об искусстве. Он понимался как всеобъемлющий и всесторонне открытый комментарий, который беспрестанно порождают искусствоведы и зрители, критики и сами художники. Название и точку отсчета проекту дала тавтологически закрученная строчка из стихотворения Иосифа Бродского, отражающая присущую искусству саморефлексию. Совершая интеллектуальное путешествие по двадцати пяти тематическим разделам экспозиции, демонстрирующим несхожую, подчас взаимоисключающую логику общения с искусством, зритель получал возможность «пережить» все то разнообразие философских идей и эстетических стратегий, которые питают художественную жизнь последнего столетия. Выходя на метауровень, этот проект не только осмыслял множество потенциальных экспозиционных моделей, но и вопрошал о сущности искусства как такового.

8 декабря, 2010 – 22 мая, 2011

(2010-2011, кураторы К. Зайцева, Е. Кузьмина)

Экспозиция «Если бы я только знал!..» была задумана как интерактивный образовательный проект, задача которого — привлечь в музей современного искусства не только взрослых, но и самых маленьких зрителей. Проект обращался к «азам» contemporary art — к объяснению его основных понятий, форм и техник, таких как фотография и видео, инсталляция и объект, перформанс и современная картина. Уникальность проекта заключалась в том, что изучать язык современного искусства предлагалось не только на теоретическом уровне. Для практического закрепления полученных знаний приглашенными дизайнерами из группы «Only Brothers» были оборудованы специальные залы-мастерские, чередовавшиеся с тематическими экспозиционными залами. В них зритель любого возраста и уровня подготовки мог представить себя современным художником, сам опробовать технологию создания произведения искусства, воспользовавшись находящимися тут же разнообразными материалами и мультимедийными возможностями — и, в конечном счете, преодолеть свой страх непонимания.

16 декабря, 2009 – 16 мая, 2010

(2009-2010, куратор Ю. Аввакумов).

Экспозиция удостоена государственной премии «Инновация 2010» в номинации «Кураторский проект».

Вторая тематическая экспозиция MMOMA, реализованная под руководством приглашенного куратора, известного российского архитектора и художника Юрия Аввакумова, была приурочена к 10-летнему юбилею музея. На этот раз MMOMA масштабно продемонстрировал зрителям свою коллекцию новейшего отечественного искусства 1989-2009 годов. Главным героем проекта стало само музейное здание на Петровке, 25 — исторический дом в центре Москвы, переживший многократную смену предназначений. Более чем двухсотлетняя история «особняка купца Губина» переплелась в экспозиции с ключевыми именами, идеями и тенденциями актуального искусства. На первый взгляд произвольные, эти напластования позволили не только оживить культурную память места, но и выявить неожиданные связи между прошлым и настоящим. Межкомнатные двери, демонстративно снятые с петель, больше не перегораживали анфилады залов — музей предстал перед зрителем как пространство, открытое для свободного художественного выражения, новых интерпретаций и продуктивного диалога.

14 февраля – 6 сентября, 2009

(2009, куратор А. Арутюнян)

Этот экспериментальный выставочный проект впервые представил музейную коллекцию на основе единой тематической программы, открыв серию сменных экспозиций MMOMA. Проект отталкивался от ретроспективного понятия «штудии», трактуя его широко — как метафору особой творческой установки, направленной на последовательное изучение законов действительности, их интеллектуальное постижение и интерпретацию, а следовательно, как категорию, применимую не только к подготовительным работам, но и к законченным произведениям. Актуализируя эстетические понятия и методы, связанные с академической изобразительной традицией, экспозиция прослеживала их проявления в разностороннем и противоречивом опыте отечественного искусства XX-XXI веков. Произведения из коллекции MMOMA были дополнены работами из собрания Научно-исследовательского музея РАХ, а также методического фонда МГАХИ им. В.И. Сурикова.

1  2