Все накопленные за годы работы в Берлине и Париже экспериментальные живописные приемы проявились у Сергея Шаршуна в «Композиции» 1926 года. Художник выбрал узкий прямоугольный формат холста, а максимально лаконичный гладкий фон он составил всего лишь из двух полос краски с четкой линией горизонта. Такой небольшой размер полотна и композиционный строй, как правило, подходит для изображения натюрморта. И если взглянуть на данную «Композицию» шире, нежели просто на сочетание геометрических фигур, то мы увидим темную плоскость стола, на которой разложены предметы.
Центральная группа составлена по принципу противопоставления: за округлыми неустойчивыми формами, буквально вылепленными из красочной массы мягких песочных оттенков, расположены плоские острые светлые пирамидальные грани. Светотеневые градации и мягкие цветовые переливы не нарушают общего монохромного колорита. Четкое деление на первый и второй планы формируют орнаментальную структуру, существующую в рамках единой контурной линии, которая одновременно объединяет композиционные группы и служит границей для каждого объекта в отдельности. Благодаря этой утолщенной контурной линии картина выглядит как мерцающий на солнце витраж, а теплые тона и фактурная, почти вязкая поверхность объектов напоминают слой необработанной глины.
Нина Лаврищева
Фрагмент статьи для сборника «Художники русской эмиграции первой половины XX века» из серии путеводителей «Двадцать пять»
|
Сергей (Серж) Шаршун большую часть своей жизни прожил во Франции, куда он уехал еще до Революции. Не раз он хотел вернуться на родину, но все время менял свое решение. Несмотря на то, что в Европе художник хорошо известен, в России его творчество открылось широкому зрителю только в начале 2000-х годов.
(Eще о художнике)
|