Перформанс Ковылиной «Живой концерт» был осуществлен в 2005 году в московской галерее «XL». Свидетельство о московском событии хранит видеозапись: именно она в настоящее время и является музейным экспонатом. Перед собравшейся в галерее аудиторией, а соответственно и зрителями, наблюдающими видео, предстает странная мизансцена. За черным роялем в подобающем случаю концертном фраке сидит пианист, самозабвенно исполняющий виртуозные романтические хиты: ми-мажорный полонез Листа (фрагмент) и «Революционный этюд» Шопена, – а на крышке инструмента в позе томной одалиски возлежит обнаженная Ковылина.
Без стеснения демонстрируя свою наготу и неизбежно оказываясь в фокусе всеобщего внимания, она уподобляется то ли позирующей натурщице, то ли прекрасной музе, одним своим присутствием вдохновляющей артиста на творчество. Правда, она не только пребывает в ментальном мире музыканта, но и великодушно материализуется здесь для всех присутствующих. Интересную параллель «Живому концерту» может составить некогда скандальный «Завтрак на траве» Эдуарда Мане – ныне почтенный музейный шедевр. В своем перформансе Ковылина нарочно нивелирует хрупкую границу между жизнью и искусством, провоцируя зрителя на почти семиминутный акт вуайеризма.
Андрей Егоров
Фрагмент статьи для сборника «Искусство новых медиа» из серии путеводителей «Двадцать пять»