Графическая композиция «Кубистическая обнаженная» родственна политехническим скульптурам, которые Владимир Баранов-Россине делал одновременно с Александром Архипенко. Конструирующие изображение разноцветные плоскости здесь покрыты геометрическим орнаментом, передающим фактуру различных технических материалов (создателями политехнической скульптуры явились также Пикассо, Татлин, Попова и Клюн).
Следует отметить и особую музыкальность этой работы. В ней ощущается не только влияние стилистики орфизма, но и общая увлеченность художника синтезом искусств. Создавший множество живописных и графических произведений на музыкальные темы, Баранов-Россине со временем перешел к обширным аудиовизуальным исследованиям, увенчавшихся изобретением оптофона (1916-1923) – устройства, позволявшего объединять звук и цвет, и даже организацией оптофонической академии. Оптофонические концерты, проводимые художником, представляли собой уникальные цвето-музыкальные эксперименты – «живую живопись во времени (а неглухонемую)». Известно, что Скрябин назвал Баранова-Россине «музыкантом красок».
Дарья Воробьева
Фрагмент статьи для сборника «Художники русской эмиграции первой половины XX века» из серии путеводителей «Двадцать пять»