Произведения Художники Понятия
Борис Григорьев
«Русская свадьба»
1930-е
Бумага, гуашь
45,2х27
Раздел: Графика
Период: 1930-е
Модернизм,
Закрыть
Модернизм

Произведения в коллекции

Примитивизм,
Закрыть
Примитивизм

Произведения в коллекции

Художники русской эмиграции,
Закрыть
Художники русской эмиграции

Произведения в коллекции

Пейзаж,
Закрыть
Пейзаж

Произведения в коллекции

Город,
Закрыть
Город

Произведения в коллекции

Ритуал,
Закрыть
Ритуал

Произведения в коллекции

Животные
Закрыть
Животные

Произведения в коллекции

Хранящаяся в нашем музее гуашь Бориса Григорьева написана им в поздние годы и, по всей видимости, относится к тем произведениям, которые создавались «для себя». Перед нами провинциальный российский городок, в центре композиции небольшая площадь-полянка, где танцуют намеченные лишь в нескольких штрихах странные фигурки. Они отдаленно напоминают персонажей из зарисовок Григорьева 1919 года к опере «Снегурочка», постановка которой планировалась в Большом театре в Москве, но так и не была осуществлена. Площадь окружают стоящие вплотную друг к другу и тоже как будто участвующие в танце «разношерстные» строения, побогаче и попроще. Среди них выделяется эклектичный, слишком нарядный для своего окружения особнячок, а также церковь. Возможно, такая площадь стала для Григорьева своеобразным собирательным образом России, поскольку подобная композиция варьируется в самых разных его произведениях, начиная с ранних, в названиях которых, правда, встречаются конкретные отсылки, вроде «В Угличе».

В «Свадьбе» Григорьев, очевидно, вернулся к особому типу своих ранних работ, – «картинам-представлениям», которые не были его оригинальной находкой, но возникали в том или ином виде у разных художников начала ХХ века, в первую очередь, у мастеров круга «Мира искусства». Такие картины на уровне формы и содержания были связаны с театром. И в позднем рисунке Григорьева мы также выделяем «кулисы», «просцениум», «сцену», «задник»… Но все плавится, и художник, будто стараясь спасти видение, бережно и в то же время второпях зарисовывает его, не прописывая деталей, сохраняя его бесплотность, прозрачность.

Оксана Воронина

Фрагмент статьи для сборника «Художники русской эмиграции первой половины XX века» из серии путеводителей «Двадцать пять»

Борис Григорьев – один из самых загадочных художников ХХ века. Двойственность в отношении к его творчеству, возникшая во время самых первых его выступлений на художественной сцене, не исчезла до сих пор. 

(Eще о художнике)

Закрыть
Борис Григорьев
1886-1939
Произведения в коллекции

Борис Григорьев – один из самых загадочных художников ХХ века. Двойственность в отношении к его творчеству, возникшая во время самых первых его выступлений на художественной сцене, не исчезла до сих пор. Художнический путь Григорьева начинался так же, как у многих его собратьев по цеху: после учебы в России – в случае Григорьева в Строгановском училище в Москве и в Академии художеств в Петербурге – все стремились попасть в «Мекку» современного искусства, в Париж. Как говорили, Григорьева сформировал «сам воздух Парижа», но главной темой его искусства стала Россия. Он навсегда эмигрировал в 1919 году, поселился сначала в Берлине, затем в Париже, путешествовал по США и Латинской Америке, однако тяжело переживал отъезд, несмотря на шумный успех своих выставок и востребованность.

Оксана Воронина

Фрагмент статьи для сборника "Художники русской эмиграции первой половины XX века" из серии путеводителей "Двадцать пять"

 

+7 (495) 231-3660 l info@mmoma.ru
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2013. Все права защищены.