С размышлениями о духовном восхождении, главной темой позднего творчества художника, связана картина «Вознесение» из собрания музея. Это почти абстрактное произведение, в котором отсутствуют явные намеки на передачу означенного евангельского сюжета. Стерлигов разработал собственную пространственно-пластическую систему, взяв за основу супрематизм Малевича, а также развивая идеи о «расширенном смотрении» другого авангардиста – Матюшина. Она получила название «чашно-купольной» и позволяла, по убеждению художника, не просто преодолеть конкретику визуально воспринимаемого мира во имя выражения общих закономерностей космического характера, но соединить два измерения – «земного» и «духовного» миров.
По принципу ленты Мебиуса пространство в произведениях Стерлигова многократно выворачивается. Зритель оказывается как бы в центре него, и в то же время он способен воспринимать эти превращения со стороны. Своей пространственной системой художник предложил еще один вариант решения проблемы отображения в изобразительном искусстве незримой духовной сферы.
Оксана Воронина
Фрагмент статьи для сборника «Романтики в отечественном искусстве второй половины XX века» из серии путеводителей «Двадцать пять»