Произведения Художники Понятия
Владимир Стерлигов
«Вознесение»
1967-1969
Холст, масло
82,5х61,5
Раздел: Живопись
Период: 1960-е
Абстрактное искусство,
Закрыть
Абстрактное искусство

Произведения в коллекции

Супрематизм,
Закрыть
Супрематизм

Произведения в коллекции

Метафизика
Закрыть
Метафизика

Произведения в коллекции

С размышлениями о духовном восхождении, главной темой позднего творчества художника, связана картина «Вознесение» из собрания музея. Это почти абстрактное произведение, в котором отсутствуют явные намеки на передачу означенного евангельского сюжета. Стерлигов разработал собственную пространственно-пластическую систему, взяв за основу супрематизм Малевича, а также развивая идеи о «расширенном смотрении» другого авангардиста – Матюшина. Она получила название «чашно-купольной» и позволяла, по убеждению художника, не просто преодолеть конкретику визуально воспринимаемого мира во имя выражения общих закономерностей космического характера, но соединить два измерения – «земного» и «духовного» миров.

По принципу ленты Мебиуса пространство в произведениях Стерлигова многократно выворачивается. Зритель оказывается как бы в центре него, и в то же время он способен воспринимать эти превращения со стороны. Своей пространственной системой художник предложил еще один вариант решения проблемы отображения в изобразительном искусстве незримой духовной сферы. 

Оксана Воронина

Фрагмент статьи для сборника «Романтики в отечественном искусстве второй половины XX века» из серии путеводителей «Двадцать пять»

Владимир Стерлигов – ученик и близкий соратник Казимира Малевича, художник с удивительной и трудной судьбой. Ему выпало пережить пять лет сталинских лагерей, куда он попал как «антисоветски настроенный» в результате развернувшейся после убийства Кирова кампании в 1934 году.

(Eще о художнике)

Закрыть
Владимир Стерлигов
1904-1973
Произведения в коллекции

Владимир Стерлигов – ученик и близкий соратник Казимира Малевича, художник с удивительной и трудной судьбой. Ему выпало пережить пять лет сталинских лагерей, куда он попал как «антисоветски настроенный» в результате развернувшейся после убийства Кирова кампании в 1934 году. 

По своему художническому складу Стерлигов принадлежал к формации авангардистов начала века. Поэтому открытую им пространственную систему он прорабатывал не только практически, но и теоретически. Более того, он сумел организовать «позднюю школу русского авангарда», как ее назовут потом исследователи, или «невидимый институт», как назовет это сам мастер. Взяв за основу методику преподавания Малевича в ГИНХУКе, со скурпулезным изучением новейших направлений в искусстве, Стерлигов воспитал ряд художников, которых впоследствии условно назвали группой его имени. Многие из них позже также преподавали по системе учителя. По общему мнению знавших его, Стерлигов не только поражал свободой духа и своим светоносным искусством, но и качествами восточного гуру. Он в буквальном смысле оказался связующим звеном между поколениями.

Оксана Воронина

Фрагмент статьи для сборника "Романтики в отечественном искусстве второй половины XX века" из серии путеводителей "Двадцать пять"

 

+7 (495) 231-3660 l info@mmoma.ru
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2013. Все права защищены.