Произведения Художники Понятия
Николай Андронов
«Октябрь. Окно на Москву-реку»
1977
Холст, масло
200х150
Раздел: Живопись
Период: 1970-е
Суровый стиль,
Закрыть
Суровый стиль

Произведения в коллекции

Повседневность,
Закрыть
Повседневность

Произведения в коллекции

Шестидесятники,
Закрыть
Шестидесятники

Произведения в коллекции

Фигура/Тело
Закрыть
Фигура/Тело

Произведения в коллекции

Специфика художественного языка Николая Андронова может быть прослежена на примере картины «Октябрь. Окно на Москву-реку» из собрания музея. Мотив окна, кстати сказать, чрезвычайно распространенный в искусстве эпохи романтизма, – один из важнейших для мастера. С интерьером, как это часто бывает у Андронова, сопоставлен экстерьер – многоплановый пейзаж, включающий реку, два берега, а также небо. По собственным словам художника, его цель и профессиональная мечта – работа планами, из которых выстраивается модель пространства. «Окно Андронова смотрит», – говорил И. Голицын.

В картине присутствует тот самый двойственный мотив «отъединенности от мира» и «зоркой обращенности к нему». Несмотря на то, что этот мир представлен фрагментарно – «в окне», он воспринимается в космическом всеобъемлющем масштабе. Представленная работа – одна из многочисленных вариаций в творчестве Андронова на тему «о преходящем и вечном», важную для многих художников его поколения, стремившихся определить свое место в пространственно-временной бесконечности.

Оксана Воронина

Фрагмент статьи для сборника «Романтики в отечественном искусстве второй половины XX века» из серии путеводителей «Двадцать пять»

Фигура Николая Андронова – одного из основоположников «сурового стиля», приверженцы которого заявили в конце 1950-х о своем стремлении к преодолению фальши в искусстве и к отражению мировосприятия рядовых современников, – вызывала много споров как в советское время, так и в позднейшее. Если советских искусствоведов пугали «нарочитый аскетизм» и «мрачность взгляда» Андронова на повседневную жизнь родной страны, то новейшие критики считают мастера официальным советским художником, едва ли сказавшим что-нибудь ценное в искусстве, но создавшим себе при этом имидж героя-правдолюбца, противостоящего идеологии.

(Eще о художнике)

Закрыть
Николай Андронов
1929-1998
Произведения в коллекции

Фигура Николая Андронова – одного из основоположников «сурового стиля», приверженцы которого заявили в конце 1950-х о своем стремлении к преодолению фальши в искусстве и к отражению мировосприятия рядовых современников, – вызывала много споров как в советское время, так и в позднейшее. Если советских искусствоведов пугали «нарочитый аскетизм» и «мрачность взгляда» Андронова на повседневную жизнь родной страны, то новейшие критики считают мастера официальным советским художником, едва ли сказавшим что-нибудь ценное в искусстве, но создавшим себе при этом имидж героя-правдолюбца, противостоящего идеологии.

Собственно, героем он стал после печально знаменитой выставки «30 лет МОСХ» 1962 года, посещение которой Н. Хрущевым ознаменовало новый поворот к ужесточению идеологического контроля в сфере культуры. Произведения Андронова, представленные на этой выставке, были среди главных объектов нападок, и впоследствии художника исключили из всех творческих организаций. Однако уже в 1976 году он возглавил секцию монументальной живописи МОСХа и вплоть до конца 1980-х много работал над самыми разными, в том числе очень крупными, проектами оформления архитектурных сооружений. При этом искусство Андронова никогда не было политизированным; к его чести нужно сказать, что он умел оставаться самим собой и независимо от своего положения – изгнанника или высокого начальника – заниматься тем, что ему было интересно. А его интересовала, прежде всего, старая проблема – как выразить идею в живописном произведении средствами самой живописи и как говорить об извечных ценностях на языке современности.

Оксана Воронина

 

+7 (495) 231-3660 l info@mmoma.ru
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2013. Все права защищены.