В «Абстрактной композиции» Андрея Ланского из собрания музея привлекают внимание глубокий черный, яркий синий, приглушенный фиолетовый, ярко-красный, желтый цвета, которые даны в сочетании со светлыми, почти пастельными тонами – чистым белым, светло-серым, нежно-розовым. Однако подобный диссонанс кажется вполне органичным в данной работе. Мазки, наложенные широкой кистью на холст, создают рельефную фактуру. Известно, что палитрой художнику, как правило, служил стол, на котором он смешивал краски.
Ланской, как и Кандинский, часто сравнивал живопись с музыкой. Особенно это касалось абстрактной живописи. В картине Ланского цветовые линии и пятна словно перемешаны в ритме, напоминающем мотивы столь популярного в 1940-х годах стиля джазовой музыки «джаз-модерн», который отличали быстрый темп и сложные импровизации.
Евгения Сергеева-Зельфонд
Фрагмент статьи для сборника «Художники русской эмиграции первой половины XX века» из серии путеводителей «Двадцать пять»