«Мужской портрет» из собрания нашего музея – одна из работ обширного графического цикла, возникшего в предвоенные годы. Николай Кульбин создал настоящую портретную галерею своих современников, прославленных художников, поэтов и театральных деятелей. Как правило, своих моделей художник находил среди завсегдатаев популярного в артистической среде кабаре «Бродячая собака». Он рисовал Давида Бурлюка, Велимира Хлебникова, Алексея Кручёных, Сергея Судейкина, Николая Евреинова, Михаила Кузьмина. Со многими из них Кульбина связывали дружеские отношения или сотрудничество.
«Мужской портрет», выполненный черной тушью, иллюстрирует сходный принцип. Лицо персонажа как будто собрано из отдельных геометризованных элементов – выгнутых трапеций, треугольников, ломаных и прямых линий, – своего рода осколков предметного мира, соединяющихся на время в подвижную, динамичную структуру. Вместе с тем, профильный разворот головы дает художнику возможность продемонстрировать остро характерные, глубоко индивидуальные черты модели: большой нос, выступающую вперед нижнюю губу, небольшой скошенный подбородок. Скорее всего, моделью Кульбина был не кто иной, как знаменитый режиссер и реформатор театра Всеволод Мейерхольд. Так, Кульбин создал вполне узнаваемый портрет и, вместе с тем, необычную графическую композицию, балансирующую на грани предметности и абстракции.
Катерина Зайцева
Фрагмент статьи для сборника «Авангардные течения в русском искусстве первой трети XX века» из серии путеводителей «Двадцать пять»