Картины Петра Беленка удивительно самобытны и моментально узнаваемы. Масштабные, напряженно-трагические по образному строю, они населены фигурами людей, которые отчаянно пытаются убежать, спастись от неведомой им стихии. Низкая линия горизонта, словно в фотографическом негативе, отделяет белое пустынное поле земли от черного, непроницаемого и доминирующего неба. Висящий в нем загадочный «иероглиф» знаменует вселенскую катастрофу – то ли сокрушительный взрыв, то ли мощный выплеск космической энергии.
Иронично называя свой метод «паническим реализмом», Беленок активно использовал коллаж, усиливающий натуралистический эффект композиции (своих экспрессивных «человечков» он вырезал из спортивных журналов), в сочетании с почти ташистскими приемами абстрактной живописи. Кажется, художник сконцентрировал в своих работах все подавленные страхи брежневской эпохи застоя и предчувствовал не только чернобыльскую аварию, но и грядущий распад сверхдержавы.
Владимир Прохоров, Анна Арутюнян