Советский нон-конформист Гробман, эмигрировав в Израиль в 1970-х, и там вновь явился нон-конформистом уже по отношению к израильскому искусству того времени, которое, по словам самого художника, ориентировалось на Запад, пренебрегая своим потенциалом и самобытностью. В 1975 году Гробман организовал группу «Левиафан» – своеобразную школу художников, вместе с которыми он устраивал выставки и перформансы. В манифестах «Левиафана» опровергались, и по сей день опровергаются те явления в искусстве как израильском, так и международном, которые художник считает устаревшими и «застойными», а также многие современные направления искусства, которые ориентированы на рыночную выгоду и популярность, а не на этический и эстетический смысл творимого.
Работа «Ведьмачка», как и другие поздние коллажи Гробмана, можно считать иллюстрацией этого протеста. В них рядом с репродукцией как представительницей реальности ready made и поп-арта соседствуют рукотворные рисунки самого художника, выполненные в свободной импровизационной манере. Эти «живые картинки» разрушают пафос идеального мира печатных образов и обнаруживают его неестественность. Найденный когда-то Гробманном мир символических форм и мифологических существ пробуждается и выходит на поверхность, чтобы противостоять пустотелым медиа массовой культуры.
Катерина Зайцева
|
Михаил Гробман – один из ключевых персонажей «второго русского авангарда», его «организатор», летописец, хранитель и вдобавок – автор термина. В большой степени признание этого периода как эпохи ещё одного «авангарда» в отечественном искусстве произошло не без гробмановского участия. Уехав в 1971 году в Израиль, художник пропагандировал творчество своих московских друзей.
(Eще о художнике)
Участие в выставках ММОМА:
|