Эдуард Штейнберг оказался укоренен в традиции авангарда, поскольку главным наставником для него был его отец – известный поэт и художник Аркадий Штейнберг (1907-1984), учившийся в 1920-е годы во ВХУТЕМАСе, а в послевоенное время ставший одним из центров притяжения в творческой колонии в Тарусе.
«Диптих» из собрания ММОМА связан одновременно с известным «Деревенским циклом» и с коллажными работами автора, включающими канцелярские линейки. След от последних в «Диптихе» возникает в виде широких полос, образующих уже не числовые, но насыщенные цветовые оси двухчастной композиции. Числа же, некогда обозначавшие определенные деления, оказываются в свободных пространственных отношениях. Многомерное, хотя и подчеркнуто плоскостное построение отсылает к авангардистским штудиям рубежа 1910-1920-х годов, в которых пространство изучалось с помощью цветовых плоскостей. Мерцающие архетипические символы в работе Штейнберга придают ей значение экзистенциального исследования.
Оксана Воронина