Маленькая литография замечательного графика Бориса Булгакова, с 1925 года входившего в знаменитое Общество станковистов, создана, очевидно, еще в начале 1920-х годов. Она несет в себе след времени в самых разных смыслах: ее размер и материал основы – обнаруживающийся на обороте лист из дореволюционного журнала «Русские древности» – свидетельствуют о суровых условиях жизни первых советских лет; сама же работа показывает, что «международным» языком искусства современности является кубизм, породивший коллажную эстетику.
Особый эффект мерцания, возникающий благодаря технике литографии, придает изображению эфемерность, несмотря на четкость обозначенных плоскостей, а парящий причудливый узелок с несколькими выпущенными нитями, в котором при желании можно разглядеть антропоморфные черты, – иронично-изысканный и несколько сюрреалистический мотив, подвергает устоявшийся канон кубистического коллажа испытанию на прочность.
Оксана Воронина