Произведения Художники Понятия
Алексей Григорьев
«Письмена»
1995
Металл, сварка
67х95х18
Раздел: Скульптура
Период: 1990-е
Символизм,
Закрыть
Символизм

Произведения в коллекции

Идентичность,
Закрыть
Идентичность

Произведения в коллекции

История/Память,
Закрыть
История/Память

Произведения в коллекции

Текст
Закрыть
Текст

Произведения в коллекции

Переплетение всевозможных знаков, наложение их в двухслойной композиции: монограмма автора, монограмма Христа — древний символ «Хи-Ро», и другие, с трудом поддающиеся или вовсе не поддающиеся расшифровке, — метафора жизни человеческой, метафора следа, который каждый оставляет за собой на земле. Вязь символов, хотя и сделанных из отрезков грубого металлического прута, кажется ажурной и тонкой. Перед нами словно сухой остаток некогда полнокровного бытия, выкристаллизовавшаяся структура, нечто вроде ДНК культуры. Объект, выполненный в любимой Алексеем Григорьевым технике «гнутья и сварки», необычен своей фронтальностью и подчеркнутой графичностью — это что ни на есть графика в скульптуре. В этом смысле в «Письменах» — квинтэссенция авторского метода Григорьева, когда скульптура оказывается одновременно и подчеркнуто брутальной, и готовой к развоплощению. 

Оксана Воронина

Скульптор и график Алексей Григорьев сформировался в кругу старших коллег «шестидесятников» – Дмитрия Шаховского, Андрея Древина, Даниэля Митлянского и Аделаиды Пологовой, которую он считал своим главным учителем.

(Eще о художнике)

Закрыть
Алексей Григорьев
1949-2002
Произведения в коллекции

Скульптор и график Алексей Григорьев сформировался в кругу старших коллег «шестидесятников» – Дмитрия Шаховского, Андрея Древина, Даниэля Митлянского и Аделаиды Пологовой, которую он считал своим главным учителем.

Григорьев отличался великолепной эрудицией и находился в непрерывном диалоге с классикой. При этом художник стремился к тому, чтобы творчество было «естественным ходом его жизни». Несмотря на все трудности выхода скульптора к зрителю в советское и постсоветское время, художник невероятно много работал и был одним из горячих энтузиастов организации симпозиумов или пленэров – своего рода открытых «полевых» мастерских, благодаря которым появлялись целые скульптурные парки. На территории СССР такие мероприятия стали проводиться лишь с конца 1970-х, Григорьев принял участие в нескольких из них (в Ташкенте, Уфе, Нижнем Новгороде и Тростянце).

В 1990-е художник жил между Германией и Россией, участвовал в многочисленных выставочных проектах, его произведения стали чаще возникать в городских пространствах. Самый известный из них – двойной памятник падению Берлинской стены (выполненный в соавторстве с Даниэлем Митлянским в 1996 г.), установленный в Берлине и Москве.   

Григорьев всегда очень много экспериментировал с различными материалами, но со временем главной техникой для него стала сварка – сложнейшая техника, требующая огромного физического напряжения и мастерства. В ней художник добивался удивительного для скульптуры эффекта дематериализованности, в чем-то продолжая традицию Альберто Джакометти. Используя отслужившую арматуру, Григорьев стремился как бы увековечить саму ткань современной жизни. При этом он акцентировал ржавчину и коррозию, иногда даже имитированную. Ветхость обыденного и вечная сила прекрасного, явленные как единое целое, – основной сюжет творчества скульптора.

 Оксана Воронина

 

+7 (495) 231-3660 l info@mmoma.ru
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2013. Все права защищены.