Работа Юрия Аввакумова «Циолковский. Кенотаф», созданная в 2011 году, во многом наследует традиции «бумажной архитектуры» 1980-х – концептуального направления, которое возникло как реакция на стагнацию в советском официальном зодчестве. Новаторские стремления группы студентов МАРХИ Александра Бродского, Ильи Уткина, Михаила Харитонова, Юрия Аввакумова и ряда других получили широкий отклик на международных конкурсах, однако не нашли понимания на родине – амбициозные проекты никогда не были воплощены в жизнь, хотя по сей день вызывают активный интерес публики и экспонируются на международных выставках.
Модель памятника Константину Циолковскому (1857-1935), основоположнику теоретической космонавтики, выполненная в масштабе 1:43, по авторской задумке, представляет собой купол в виде акустической воронки, возносящейся над классическим амфитеатром для 400 слушателей. Аввакумов обыгрывает форму слуховой трубки, которую слабослышащий ученый использовал для общения с внешним миром. По задумке архитектора она воплощает идею взаимодействия вселенной и человечества. Акцентированная вертикаль купола по силуэту отдаленно напоминает взлетающую ракету или же антенну для приема сигналов из космоса. В этом проекте Аввакумов мастерски сочетает функциональность, символический и исторический аспекты, а также отдает дань уважения дерзновениям художников и архитекторов авангарда начала XX столетия.
Анастасия Мальцева