Произведения Художники Понятия
Андрей Гончаров
Обнаженная модель. В мастерской Георгия Нисского
1958
Холст, масло
99,5х130
Раздел: Живопись
Период: 1950-е
Интерьер,
Закрыть
Интерьер

Произведения в коллекции

Ню
Закрыть
Ню

Произведения в коллекции

Представленная работа знакомит с поздним живописным творчеством Андрея Гончарова, который некогда входил в число главных участников Общества станковистов (1925-1932), а во времена забвения «болезней молодости», приписанных впоследствии советскому искусству 1920-х, был известен как мастер графики и книжной иллюстрации.

«Обнаженная модель» служит хорошим примером произведения эпохи «оттепели» как «носителя» авангардной информации. Обыкновенная, на первый взгляд, натурная штудия является одновременно вдохновенной и сложносочиненной композицией, незаметным образом преображающей будничную действительность. Изысканная игра линий, обобщенные формы, готовые к развоплощению и переходу в абстракцию, уплощенное лицо модели, похожее на восточную маску, богатство и вместе с тем простота цвета, его матиссовские сочетания, матиссовские же мотивы ковров и драпировок, восточной вазы и статуэтки… В этом своего рода «интерьере настроения» очевидно увлечение стихией самого искусства, его «чистыми идеями», как говорили в начале ХХ века, – цветом, линией, ритмом. По духу это одно из тех произведений Гончарова, в которых ощутима его связь с романтической традицией, когда в фокусе оказывается не физическая реальность как таковая, а ее субъективное переживание.

Оксана Воронина

Андрей Гончаров принадлежал к так называемому первому революционному поколению художников, чье становление и расцвет пришлись на бурные 1920-е годы, когда одновременно осуществлялись самые разные творческие поиски. Сначала он учился в студии Ильи Машкова, а затем – на графическом факультете ВХУТЕМАСа у Владимира Фаворского, которого впоследствии считал своим главным учителем. 

(Eще о художнике)

Закрыть
Андрей Гончаров
1903-1979
Произведения в коллекции

Андрей Гончаров принадлежал к так называемому первому революционному поколению художников, чье становление и расцвет пришлись на бурные 1920-е годы, когда одновременно осуществлялись самые разные творческие поиски. Сначала он учился в студии Ильи Машкова, а затем – на графическом факультете ВХУТЕМАСа у Владимира Фаворского, которого впоследствии считал своим главным учителем. Универсальные положения теории композиции, вкус к лаконизму, умение выразить конкретное в максимально обобщенной форме, – основные уроки мастера, пригодившиеся Гончарову во всех многообразных видах его деятельности – не только в графике и иллюстрации, но и в станковой живописи, и в монументальных росписях, и в сценографии.  

Еще в годы учебы во ВХУТЕМАСе Гончаров сблизился с кругом художников, большинство из которых в 1925 году вошло в знаменитое Общество станковистов. Гончаров оказался среди членов-учредителей и основных участников объединения, просуществовавшего до 1932 года, и именно в остовские годы его чрезвычайно насыщенная творческая деятельность осуществлялась в постоянном контакте со зрителем.

Позже Гончарову удалось остаться самим собой, но его публичный статус был редуцирован до статуса «графика» – живопись, заклейменную как формалистскую, начиная с 1930-х годов художник почти не показывал на выставках.

Гончаров немало сил отдал преподаванию, которым занимался с 1920-х, когда ассистировал В. Фаворскому по курсу «Графические дисциплины», и затем вплоть до конца жизни; с 1950 по 1974 годы он заведовал кафедрой рисунка и живописи Московского Полиграфического института, будучи воплощением живой традиции искусства.

Оксана Воронина

 

 

+7 (495) 231-3660 l info@mmoma.ru
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2013. Все права защищены.