Представленная работа знакомит с поздним живописным творчеством Андрея Гончарова, который некогда входил в число главных участников Общества станковистов (1925-1932), а во времена забвения «болезней молодости», приписанных впоследствии советскому искусству 1920-х, был известен как мастер графики и книжной иллюстрации.
«Обнаженная модель» служит хорошим примером произведения эпохи «оттепели» как «носителя» авангардной информации. Обыкновенная, на первый взгляд, натурная штудия является одновременно вдохновенной и сложносочиненной композицией, незаметным образом преображающей будничную действительность. Изысканная игра линий, обобщенные формы, готовые к развоплощению и переходу в абстракцию, уплощенное лицо модели, похожее на восточную маску, богатство и вместе с тем простота цвета, его матиссовские сочетания, матиссовские же мотивы ковров и драпировок, восточной вазы и статуэтки… В этом своего рода «интерьере настроения» очевидно увлечение стихией самого искусства, его «чистыми идеями», как говорили в начале ХХ века, – цветом, линией, ритмом. По духу это одно из тех произведений Гончарова, в которых ощутима его связь с романтической традицией, когда в фокусе оказывается не физическая реальность как таковая, а ее субъективное переживание.
Оксана Воронина
|
Андрей Гончаров принадлежал к так называемому первому революционному поколению художников, чье становление и расцвет пришлись на бурные 1920-е годы, когда одновременно осуществлялись самые разные творческие поиски. Сначала он учился в студии Ильи Машкова, а затем – на графическом факультете ВХУТЕМАСа у Владимира Фаворского, которого впоследствии считал своим главным учителем.
(Eще о художнике)
|