Среди творческого наследия Анатолия Зверева выделяется серия портретов Ксении Асеевой (1892-1985) – вдовы поэта Николая Асеева (1889-1963), видного представителя новой революционной литературы, участника групп ЛЕФ и РЕФ. К.М. Асеева (урожд. Синякова) входила в круг богемы начала ХХ века, была близка к футуристам, дружила с Владимиром Маяковским и четой Бриков. Когда Зверев познакомился с Асеевой, та была уже в преклонном возрасте, тем не менее, между ними возникло взаимное притяжение. Художник считал ее своей музой, и Асеева, действительно, вдохновила его на создание удивительных по своей силе образов. Зверев пережил ее всего на год, после разлуки сильно горевал, будто лишившись некого духовного талисмана.
Портрет Ксении Асеевой из собрания ММОМА – один из лучших в ряду подобных. Он выдержан в довольно строгих тонах. Все внимание художника сосредоточено на лице женщины. Зверева, по-видимому, поражала ее аристократическая красота, неподвластная возрасту. Живопись, как и всегда, полна экспрессии. В красочном слое можно различить содержимое пепельницы, которая, очевидно, подвернулась под руку автору в момент создания портрета.
Владимир Прохоров