Работа Леонида Берлина «Ангел» – один из характерных примеров творчества скульптора его зрелого периода. По форме это – сварная конструкция с подвижными элементами. Автора привлекала возможность превращать тяжеловесные «колючие» скульптуры в интерактивные произведения. Зрителю предлагается взять вставную челюсть из чаши перед ангелом и положить обратно. Благодаря этому конструкция приходит в движение, издавая характерные скрипяще-гремящие звуки. «Герой» Берлина – нелепый и трогательный железный ангел - вызывает смешанные чувства. Этот образ небесного посланника, попавшего в оковы своей грубой формы, часто возникает в других работах скульптора. Берлина привлекает столкновение брутальности и спиритуализма, приземленного и духовного, дуализм повседневности, в конечном счете.
Владимир Прохоров
|
Леонид Берлин – один из представителей послевоенной скульптурной школы, которая преодолевала наследие официозной неоклассики. Учился в МГАХИ им В.И. Сурикова у прославленного скульптора Александра Матвеева (1878-1960), затем, после травли и отстранения последнего, у Николая Томского (1900-1984). Берлин участвовал в эпохальной выставке в Манеже 1962 года, принадлежал к «левому» крылу МОСХа. Из-за своих новаторских методов и формальных поисков, близких европейскому модернизму, испытывал давление со стороны чиновников от искусства. Леонидом Берлином создано около двадцати памятников-монументов, он участвовал в оформлении станций Московского метрополитена. За работы, украшающие станцию метро «Римская», в 1997 году награжден Премией Москвы.
Владимир Прохоров
(Eще о художнике)
|