Саломея Андроникова-Гальперн (1888, Тифлис – 1982, Лондон) была центром притяжения в артистических кругах сначала дореволюционного Петербурга, затем Баку времен Гражданской войны и, наконец, русского Парижа вплоть до конца 1930-х. Ей посвящали стихи Ахматова и Мандельштам, она дружила с Цветаевой и И. Зданевичем, стала прототипом нескольких героинь литературных произведений и моделью внушительного числа живописных и графических портретов, среди которых работы Яковлева, Григорьева, Петрова-Водкина, Серебряковой.
С семьей Василия Шухаева Андроникову на протяжении десятилетий связывали близкие дружеские отношения, и он неоднократно писал ее. В портрете из собрания ММОМА возникает мучительное наваждение, изображение как будто гипнотизирует нас. И это неслучайно, ведь Саломея так и осталась навсегда загадкой: о ней самой, о ее личности, связанной столькими узами с русской культурой первой трети ХХ века, толком мало что известно. «…Не писательница, не поэтесса, не актриса, не балерина и не певица – сплошное «не». Но она была признана самой интересной женщиной нашего круга», – писала о ней Тэффи. И самой ускользающе-таинственной, – добавили бы мы сейчас.
Оксана Воронина
|
Судьба Василия Шухаева отличалась резкой крутизной виражей. Один из ярких представителей неоклассицизма, он оказался в числе последних выпускников дореволюционной Академии Художеств (закончил мастерскую ученика Ильи Репина, известного графика Дмитрия Кардовского вместе со своим другом Александром Яковлевым, с которым впоследствии часто выступал в творческом тандеме). Из пенсионерской поездки в Италию Шухаеву пришлось вернуться на родину досрочно в связи с Первой мировой войной. С 1917 до начала 1920 года художник вел преподавательскую деятельность в Петрограде вплоть до того, как покинул Россию, перейдя по льду Финский залив.
В эмиграции Шухаев провел 15 лет, обосновавшись в Париже. В эти годы мастер много путешествовал, постоянно участвовал в проходивших в разных странах Европы, а также в Америке и в Австралии выставках, среди которых были и персональные. В 1920-е он преподавал в созданной в Париже совместно с Яковлевым частной художественной школе; в разное время иллюстрировал издания русских писателей, оформлял театральные спектакли и кинофильмы, исполнял монументальные росписи, в частности, во дворце марокканского паши в Касабланке.
В 1935 году Шухаеву по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в СССР, где сначала он был окружен почетом (мастерская, крупные заказы, большая персональная выставка и пр.). Однако в 1937 г. вместе с женой художник был обвинен в шпионаже и заключен «в исправтрудлагерь сроком на 8 лет», работал на лесоповале, в ремонтном цехе автобазы, а затем оформителем в Магаданском доме культуры. После освобождения Шухаевы были лишены права проживания в крупнейших городах страны и с 1947 года поселились в Тбилиси. Пережив еще один двухмесячный арест, выселение из города без средств к существованию на несколько месяцев, исчезновение из мастерской большого количества своих произведений, Шухаев все же продолжал много работать в живописи и сценографии, в течение более 20 лет преподавал в Тбилисской Академии художеств, воплощая живую традицию мастерства.
Оксана Воронина
(Eще о художнике)
Участие в выставках ММОМА:
|