Объект Андрея Монастырского «Пушка» представляет собой чёрную квадратную коробку, с закреплённой на ней трубой, в которую, согласно прилагаемой инструкции, зрителю следует заглянуть при нажатии на включатель, располагающийся на проводе, сбоку коробки. Принцип художественного действия здесь – в смене парадигмы восприятия, несоответствии ожидания зрителя от контакта с объектом. Вместо ожидаемого визуального эффекта, «Пушка» выдаёт звук, что превращает произведение в обманчивый пустотный симулякр, который ещё и полностью дезориентирует зрителя. С объектом предлагается взаимодействовать через зрение, - подставлять нужно глаз, - якобы для того чтоб увидеть нечто в тёмной трубе. Но название «Пушка» держит в страхе, что можно лишиться глаза от выстрела. В итоге же происходит совершенно никак не обозначенное, ни впрямую, ни намёком, третье: воздействие на слух. Так проявляет себя неупорядоченный хаос, тот самый хаос «Чёрного квадрата», активной, наполненной пустоты, заставляя работать все чувства и ощущения одновременно. Объект потенцирует рассуждения о фактическом отсутствии стандарта, который мог бы позволить объективно определить, насколько одно явление отлично от другого, ибо не существует универсального кода, которому могут быть подвластны семиотические и жизненные системы, существует только «бесформенный хаос».
Ольга Турчина
|
Андрей Монастырский – пример художника, который пришел в современное искусство из неизобразительной сферы. Он получил филологическое образование, и большинство его работ имеют форму документации. Являясь инициатором создания группы «Коллективные действия», Монастырский стал пионером российского акционизма.
(Eще о художнике)
Участие в выставках ММОМА:
|