Произведения Художники Понятия
Гриша Брускин
«Синагога»
1969
Холст, масло
100x81
Раздел: Живопись
Период: 1960-е
Нонконформизм,
Закрыть
Нонконформизм

Произведения в коллекции

Художники русской эмиграции,
Закрыть
Художники русской эмиграции

Произведения в коллекции

История/Память,
Закрыть
История/Память

Произведения в коллекции

Ритуал,
Закрыть
Ритуал

Произведения в коллекции

Фигура/Тело
Закрыть
Фигура/Тело

Произведения в коллекции

Гришу Брускина – одного из самых известных в мире российских художников с «андеграундным» прошлым – всегда занимал поиск идентичности: национальной, религиозной, культурной. В своей «Синагоге», художник делает зрителей свидетелями древнего иудейского ритуала. В известном смысле пренебрегая предписанным религией запретом на изображения, он открывает нашему взору сумеречное сводчатое пространство, а в нем – погруженных в молитву мужчин и женщин, своих современников.

Эту уникальную раннюю живописную работу Брускина, созданную в период очередного всплеска «борьбы с сионизмом» в СССР, можно воспринимать не только как смелый жест самоидентификации, но и как своеобразную точку отсчета для всего творчества художника. В дальнейшем Брускин, хорошо знакомый с талмудической традицией, разработает разветвленную систему изобразительных «лексиконов», в которых человеческие архетипы и символы советского мифа будут упорядочены подобно буквам универсального алфавита.

Анна Арутюнян

Гриша Брускин вошел в круг художников неофициальной волны как выразитель еврейской культуры в постмодернизме. Вопрос национальной идентичности, религиозные мотивы, тем более, в таком, как у Брускина, мистико-символистском ключе, уже означали принадлежность автора к какому-то чуждому советской реальности пространству. 

(Eще о художнике)

Закрыть
Гриша Брускин
1945
Произведения в коллекции

Гриша Брускин вошел в круг художников неофициальной волны как выразитель еврейской культуры в постмодернизме. Вопрос национальной идентичности, религиозные мотивы, тем более, в таком, как у Брускина, мистико-символистском ключе, уже означали принадлежность автора к какому-то чуждому советской реальности пространству. Поэтому неудивительно, что его путь был таким непростым. Широкую известность Брускин получил только в перестроечное время, когда его работа «Фундаментальный лексикон» на торгах Sotheby’s в 1988 году стала самым дорогим лотом. Похоже, что и московский андеграунд был не совсем «своим» полем притяжения для Брускина: вскоре он уехал работать в Америку, в Нью-Йорк, где с успехом выставляется и реализует свои проекты.

Владимир Прохоров

 

Участие в выставках ММОМА:

Музей с предскзааниями

+7 (495) 231-3660 l info@mmoma.ru
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2013. Все права защищены.