Леонид Соков – один из «изобретателей» соц-арта – любит неожиданные смысловые и стилистические сопоставления. Заимствуя методы массовой культуры, используя языки официального искусства, фольклора и китча, он создает работы, в которых Сталин флиртует с Мэрилин Монро, советский молот переплетается со знаком доллара, а политические деятели воплощаются в лубочных персонажах деревянной народной игрушки.
Инициатор идеологически заряженных «встреч» соцреализма и модернизма, в своем объекте Соков остроумно соединил два хрестоматийных образа – скульптуру Ленина и цветной мобиль знаменитого американского художника XX века Александра Колдера. Операция простого «арифметического» сложения разнородных элементов позволила выявить их парадоксальное пластическое соответствие друг другу. Миниатюрная копия знаменитого памятника, установленного в 1926 году у Финляндского вокзала в Ленинграде, стала здесь кронштейном для необычного абстрактного «флюгера» – траектория его движения так же непредсказуема, как и путь в светлое будущее, на который указывает человечеству властная рука вождя мирового пролетариата.
Екатерина Зайцева, Анна Арутюнян