Оскар Рабин – один из участников Лианозовской группы, первого центра нонконформистской художественной жизни в СССР 1950–1960-х годов – интересен как художник, жестко противостоявший тотальному диктату социалистического реализма. В атмосфере кутерьмы лианозовских барачных выставок именно Рабин являлся структурирующим элементом; он всегда был убежден, что каждый художник имеет право на свободное творчество и показ своих работ. Реализм Рабина демонстрировал изнанку советского быта, жизнь, противоположную той, что изображалась на парадных полотнах соцреалистов. Его картины – это и отражение внутренних переживаний сознательного аутсайдера, и, одновременно, аналитика мира, его препарирование, сигнал об утрате смысла в регламентированной жизни советского человека.
Перед нами натюрморт, написанный художником уже в эмиграции, во Франции. Рабин создает романтический образ «подаренного» ему Парижа, где краски посветлели, стали более яркими, дополнились ассамбляжными включениями: фрагментами овощных сеток, ящиков, этикеток. Контраст ближнего и дальнего планов усиливает ощущение чистоты сумеречного города, где даже пробка от бутылки может стать Луной.
Ольга Турчина
|
Оскар Рабин – один из лидеров нонконформистского движения, его активная, движущая сила. Кредо художника сформировалось в знаменитой Лианозовской группе, вдохновителем которой являлся Евгений Кропивницкий. Этот круг творческой интеллигенции был цементирован идеей протеста против советской действительности, давления тоталитаризма на культуру.
(Eще о художнике)
|