Работы из серии «Памятники» существуют на стыке разных жанров – перформанса, фотодокументации, концептуалистского объекта. Главным героем здесь выступает сам Дмитрий Алексаныч (таким было «литературное имя» Пригова), запечатленный фотографом Викентием Нилиным на фоне известных московских памятников – Пушкину, Гоголю, Маяковскому и другим «великим духам России». Однако композиция работ такова, что в кадр попадают только лапидарные гранитные постаменты скульптур с посвятительными надписями. Акценты смещаются: зритель видит не полноценные монументы, а именно художника под их сенью – в полный рост, в «наполеоновском» образе, одновременно торжественном и комичном.
Эта серия черно-белых фотопортретов в зимнем пейзаже действительно стала своего рода памятником Пригову, автору и персонажу в одном лице, внезапно скончавшемуся в 2007 году. Даже пластическое решение объектов – монохромное изображение, холод металлической основы и необработанный деревянный ковчег – передает настроение предчувствия ухода.
Ирина Корчагина, Анна Арутюнян