Произведения Художники Понятия
Казимир Малевич
«Автопортрет»
1934
Холст, масло
55х45
Раздел: Живопись
Период: 1930-е
Авангард,
Закрыть
Авангард

Произведения в коллекции

Реализм,
Закрыть
Реализм

Произведения в коллекции

Портрет
Закрыть
Портрет

Произведения в коллекции

«Автопортрет» из собрания нашего музея написан Казимиром Малевичем незадолго до смерти. Картина ярко иллюстрирует последний, «реалистический» поворот в длительной творческой эволюции изобретателя супрематизма. Испытывая идеологическое давление со стороны сформированного в 1932 году Союза художников, Малевич в этот период навсегда отказывается от авангардного языка – однако продолжает формальные поиски.

На своем «Автопортрете» Малевич предстает в романтическом образе погруженного в раздумья живописца, новатора и визионера во всеоружии мастерства. Используя целый спектр приемов – свободные широкие мазки и непроницаемый черный фон, цветные рефлексы и глубокую светотень, – он вовлекает зрителя в своеобразную стилистическую игру: отсылает к импрессионизму (точке отсчета собственного творческого пути), но одновременно заставляет вспомнить и о великих художниках прошлого, Караваджо и Веласкесе. Пристально глядя на себя в зеркало, ниспровергатель традиций размышляет о судьбе живописи и о своей роли в истории искусства.

Анна Арутюнян

Казимир Малевич – центральная фигура русского авангарда, практик и теоретик нового искусства, по праву ставший одним из его символов в XX веке. Еще каких-то 30-40 лет назад имя Малевича не было известно так широко. Сегодня, наверное, каждый знает о «Черном квадрате», а интернет пестрит шутками и мемами на эту тему.

(Eще о художнике)

Закрыть
Казимир Малевич
1878/1879-1935
Произведения в коллекции

Казимир Малевич – центральная фигура русского авангарда, практик и теоретик нового искусства, по праву ставший одним из его символов в XX веке. Еще каких-то 30-40 лет назад имя Малевича не было известно так широко. Сегодня, наверное, каждый знает о «Черном квадрате», а интернет пестрит шутками и мемами на эту тему.

Малевич родился в Киеве в польской семье. Фундаментального художественного образования он не получил: пробовал поступить в Московское училище живописи ваяния и зодчества, но безуспешно. Учился в студии Ф.И. Рерберга. Интересно, что в Курске, куда его семья переехала в 1896 году, он работал чертежником в железнодорожной конторе, и, возможно, это отразилось на его тяге к геометрии, любви к упорядоченным системам.

Оказавшись в Москве в 1907 году, Малевич влился в ряды творческой молодежи – бунтарей и экспериментаторов; участвовал почти во всех знаковых событиях, связанных с русским авангардом. Театральные постановки, оформление книг, первые в истории отечественного искусства акции – ничто не прошло мимо художника. А в 1915 году на «Последней футуристической выставке картин «0,10» Малевич представил несколько абстрактных композиций, в числе которых и был «Черный квадрат» (датированный автором 1913 годом). Этот своеобразный живописный манифест «супрематизма» – изобретенного Малевичем нового художественного течения – ознаменовал начало эры беспредметности в искусстве.

Малевич был сильной, активной личностью, со способностью увлечь и организовать людей. Новая власть привлекла его к руководящей работе, он собрал вокруг себя преданных учеников и последователей в Москве и Ленинграде, Витебске и Киеве. В 1920-х он сотрудничал с художниками и теоретиками Баухауза, выставлялся в Берлине и Варшаве, читал лекции.

После смерти его обширное художественное и теоретическое наследие было изъято из истории советского искусства, а произведения из собрания Третьяковской галереи были выставлены только в 1980-х годах.

Владимир Прохоров

 

Участие в выставках ММОМА:

Искусство есть искусство есть искусство

Музей с предсказаниями

+7 (495) 231-3660 l info@mmoma.ru
© ГБУК г. Москвы «Московский музей современного искусства», 2008 – 2013. Все права защищены.