Детство Шаршуна прошло в Бугуруслане. Осенью 1909 года после неудачной попытки поступить в Казанское художественное училище он приехал в Москву. Здесь же он начал брать уроки в частных студиях Юона и Машкова, познакомился с поэтом Крученых, художниками Ларионовым и Гончаровой. Новое общество оказало решающее влияние на формирование Шаршуна как авангардного художника. Не прожив в Москве и года, он был призван в армию, откуда дезертировал и в 1912 году выехал за рубеж. Приехав в Париж, Серж Шаршун посещал классы в Русской академии и академии Ла Палетт («La Palette»), а также брал частные уроки. Свои первые кубистские опыты 1913-1914 годов он продемонстрировал на знаменитом салоне Независимых 1914 года.
Шаршун, стилистически стоявший ближе к футуризму, выработал свою собственную живописную манеру несколько позже, во время поездки в Испанию (он пробыл там с 1915 по 1917 год). Под влиянием архитектуры Барселоны и испано-мавританской майолики родилась новая версия «орнаментального кубизма». Кроме того, на сложение его манеры повлияло близкое знакомство со скульптором Еленой Грюнхов, ученицей Александра Архипенко. В конце 1910-х-1920-е годы в своей абстрактной живописи Шаршун имитировал объемную фактуру, присущую керамике, и создавал иллюзию света, из глубины картины пронизывающего объекты на его полотнах.
Начало 1920-х годов во многих отношениях стало для Шаршуна переломным периодом. В 1920 году он познакомился с Франсисом Пикабиа, Тристаном Тцара и Андре Бретоном. Он не только принимал участие в акциях дадаистов, но и пережил увлечение этим течением в живописи. Ко второй половине десятилетия Шаршун начал движение по направлению к пуризму, сохранив при этом набор индивидуальных художественных приемов.
Нина Лаврищева
Фрагмент статьи для сборника "Художники русской эмиграции первой половины XX века" из серии путеводителей "Двадцать пять"